"Человек года Витебщины-2018" - профессор кафедры химии ВГУ им. Машерова Александр Чиркин

Открытия профессора Чиркина

Александр Чиркин, профессор кафедры химии Витебского государственного университета имени П.Машерова — человек уникальный. Еще в 1986-м он получил Государственную премию БССР в области науки и техники. В последние лет 10 студенты и магистранты наших вузов изучают биохимию по написанным им учебникам. А недавно Александр Александрович стал лауреатом премии «Человек года Витебщины-2018».

Александр Чиркин на занятиях со студентами.
Фото БЕЛТА

Родился Александр Чиркин в 1943 году в Слуцке. Его мама была связной в партизанской бригаде Ваупшасова (Градова). Интерес к науке, уверен Александр Александрович, у него проявился благодаря отцу, который в той же бригаде был врачом:

— Решив пойти по его стопам, в ­1965-м я с отличием окончил Витебский медицинский институт, где к 36 годам защитил докторскую диссертацию. Там же с коллегами Леонидом Богдановичем и Владимиром Улащиком работал над созданием амплитудно-модулированного ультразвука, действующего в режиме биоритмов. Этот механизм используется для точечного воздействия на клетки, ткани и органы с целью усиления регенерации и восстановления. На практике это применяется в приборах, которые используются в физиотерапевтических отделениях поликлиник. За эту работу мы и получили Госпремию БССР, чем я очень горжусь.

После чернобыльской трагедии в 1986-м Александр Чиркин вместе с коллегами стал разрабатывать концепцию радиационно-индуцированного атеросклероза:

— Мы обследовали тысячи ликвидаторов аварии и переселенцев из зоны заражения. У них наблюдалось повышение холестерина в крови, что вело к атеросклерозу. Мы искали растительные препараты (на основе расторопши, солянки холмовой и других растений), которые помогли бы снизить холестерин. Полученные нами биологически активные добавки позволяли добиться 15 — 20-процентного эффекта.

Продолжением этой работы стало создание в 1996 году в Витебске Республиканского липидного лечебно-диагностического центра метаболической терапии, где появилась первая в городе барокамера гипобарической оксигенации. Профессор Чиркин считает это настоящим прорывом:

— Ближайших коллег-соседей мы тогда опережали лет на 15! Но в 2002-м центр реструктурировали, и я перешел в систему Минобразования.

И в ВГУ Александр Александрович науку не оставил:

— К тому времени в университете научились акклиматизировать на Витебщине китайского дубового шелкопряда. Из его куколок мы получили препарат, обладавший сильным антиоксидантным и глюкозоснижающим действием. Препарат даже запатентовали, но чтобы довести его до ума, потребовались слишком большие средства. Исследования временно свернули.

А вот такие моллюски, как прудовики и катушки, денежных вложений не требуют — они живут практически в каждом белорусском водоеме. Изучая их, утверждает мой собеседник, можно получить исчерпывающую информацию о чистоте озер и проводить их биомониторинг. Эта тема сейчас очень актуальна в Евросоюзе. Не исключено, что подопечные Чиркина на ее основе смогут написать несколько кандидатских, а может быть даже и докторскую диссертацию. Когда же я поинтересовался у Александра Александровича, за что он был удостоен звания «Человек года Витебщины», то он предположил, что звание получил по совокупности имеющихся заслуг:

— Я и сейчас провожу исследования. К примеру, в биоинформатике. Но в последнее время все больше времени посвящаю школьникам. У меня уже есть победители областных и республиканских олимпиад по биологии. Дети — моя отдушина! Это надежда и перспектива, которые будут двигать нашу науку в будущем. Знаете, было очень приятно видеть, когда мой бывший ученик из витебской гимназии № 1 Миша Шапиро, выступавший на I съезде биохимиков Беларуси, сделал доклад лучше, чем мой собственный.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter