Два камня, две деревни, две разные судьбы. В одной — валун всегда лежал возле старинной церкви, окруженный заботой и вниманием местных жителей. Возможно, благодаря этому камню с отпечатком ноги Девы Марии деревянная церквушка 1810 года постройки и ее прихожане пережили войну. В другой — такой же камень-следовик, но позабытый и позаброшенный сотни лет лежал на опушке леса. Эту деревню во время войны практически стерли с лица земли во время карательной операции. Недавно один из местных жителей трактором перетащил камень-двойник к кресту на въезде в деревню. Говорят, чтобы замаливать старые грехи.
Никто из нынешних долгожителей деревни Бобры уже и не помнит, как возле их Крестовоздвиженской церкви появился камень-следовик с оттиском миниатюрной женской ноги. Предполагается, что его нашли в 1920-е годы пастухи и перетащили к церкви. Со временем его освятили, сделали деревянную оградку и обратились к историкам для установления возраста находки. Оказалось — II—III век до нашей эры.
— Наша церковь очень старая, перенесла она и забвение, и войну, и угрозы поджога, — рассказывает Лидия Карабач, председатель церковного совета. — А камень со следом Матери Божией лежит здесь с незапамятных времен, ему поклоняются, просят помощи и защиты, как у святых, изображенных на иконах. После революции церковь долго стояла заброшенной, тогда многие приходили к ее старинной каменной ограде и камню. Никто не сомневается, что на камне — след Богоматери с младенцем. Когда второй раз восстанавливали церковь, все жители деревни приносили сюда свои иконы, которые передавались из поколения в поколение. Во время войны наша деревня уцелела, а вот соседние Лесники не зря называют второй Хатынью: они сильно пострадали от фашистских изуверов. Сейчас в нашей церкви установлена памятная доска с именами погибших в той страшной карательной операции.
Что же до Лесников, то существуют две версии случившегося.
— Одни говорят, что конфликт произошел из-за местной красавицы, в которую якобы был влюблен немец, но она выбрала партизана, — рассказывает зампред по идеологической работе Лидского райисполкома Александр Хвойницкий. — Мол, немецкий офицер пришел к женщине, а партизан его застрелил. Через некоторое время в деревню прислали карательный отряд, состоящий в большинстве из латышей и украинцев. В итоге фашисты уничтожили 99 подворий, 81 человека убили, 7 семей истребили полностью. По другой версии, никакого конфликта не было, просто немцы собирали в деревне обычную дань — яйца, сало, молоко. Один из жителей пожадничал и застрелил немца. Какая из них правдивая — уже не узнать. Сегодня в Бобрах осталось 22 жителя, а в Лесниках — 45.
Второй камень со следом Божией Матери нашел в лесу недалеко от села местный житель Алексей Корней. Мужчина обратил внимание на необычное углубление в виде человеческой стопы, рядом с которым еще одно — поменьше. В маленьком следке вода не пересыхает даже в жаркий день. «Это чудо!» — в один голос твердят местные жители, которых мы застали в ожидании автолавки. Они вспомнили, что когда-то на окраине деревни было много камней. Откуда они здесь взялись?
— Все валуны с какими бы то ни было изображениями и необычной формы вкраплениями прибыли к нам во время ледникового периода с Кольского полуострова, — не сомневается Валерий Сливкин, научный сотрудник Лидского историко-художественного музея, кандидат географических наук. — Самая очевидная версия — это воздействие природных процессов: неравномерное вымывание породы, выветривание менее устойчивых мест, которые и давали со временем причудливые очертания. При строительстве храмов эти камни обычно привозили на место возводимых святынь. Таких камней-следовиков по стране всего около ста штук, и про все рассказывают примерно одну и ту же историю: след оставила Богоматерь, а накапливающаяся в нем вода способна избавить от тяжелого недуга или болезни. Может, кому-то это и помогло, но, по моему мнению, это сделала вера в то, что каменный оберег избавляет человека от всех бед. А деревню Лесники сожгли из-за партизана, который ходил к местной жительнице, которая к тому времени родила от него ребенка. Но, попавшись, он не сдался, а застрелил немца. Так что камень тут ни при чем.
И все-таки, если историки и археологи — люди прагматичные, склонные все объяснять буквой науки, как относятся к таким камням современные священнослужители?
— Камни со следом Девы Марии действительно можно встретить в разных уголках Беларуси, — поясняет протоиерей Ростислав Соловьев, благочинный церквей Лидского округа. — В одних случаях местные жители называли их «чертовыми следами», «следами дьявола», в других — «Божьими следами», «следами Христа», «ногами Богородицы». Если первые пользовались дурной славой и люди обходили их стороной, то последние были в огромном почете и привлекали немало пожертвований, здесь же ставились иконы. Считалось, например, что вода из «Божьих следков» помогает излечиться от разных болезней. Один из самых известных камней находится в Жировичах. В обители, которой более 500 лет, хранится чудотворная святыня — Жировичская икона Божией Матери. Первоначально икона висела в деревянном храме, построенном на месте ее явления. Но в XVI веке храм сгорел, и чудотворный образ исчез. Через некоторое время местные дети увидели недалеко от сгоревшего храма Деву необычайной красоты, сидевшую на камне. Когда жители вернулись на это место, то обнаружили на валуне пропавшую икону, а также следы ладони Богоматери и пальцев ее правой руки. По нашим наблюдениям, действительно есть камни, которые связаны с явлением Божией Матери, которая по сей день творит чудеса, как бы скептически к ним не относились.
Сейчас второй камень-следовик лежит у самой дороги, и любой автомобилист может остановиться, поклониться кресту и камню, если, конечно, он верит в чудеса…
----------------------------------
В тему
Несмотря на войны и разрушения, и сегодня у нас сохранилось немало так называемых «священных» валунов. Растущие из земли каменные кресты, характерные для Беларуси, заслуживают особого внимания. Широко известны такие на Полесье, например, на кладбище близ Туровской церкви. На них вешают ленты, ставят лампадки, покрывают платками, жертвуют к подножию монеты, свертки полотна и т.д. По местным преданиям, кресты будто бы сами приплыли тысячу лет назад из Киева, вверх по течению Припяти, а река стала красной от крови. В нашей стране нет почти ни одного большого камня, который бы не имел своего собственного имени: «Великий камень», «Святой камень», «Кравец», «Степан», «Змеиный камень», «Чертова ступня». И практически с каждым связано какое-либо предание.
----------------------------------
Фото: Татьяна КОНДРАТЬЕВА