Можно ли сэкономить на раздельном сборе мусора

Отходы сократят расходы

Привычное благо цивилизации в виде мусоропровода в многоквартирном доме грозит обернуться дополнительными затратами для жильцов. Мингорисполком ввел дифференцированные тарифы на вывоз бытовых отходов. Кто и сколько будет платить? В ситуации разбирался корреспондент “НГ”.

В доме № 136 на минской улице Максима Богдановича есть мусоропровод. Но жильцы им не пользуются. Пакеты относят на ближайшую контейнерную площадку. У этого решения много плюсов, рассказывает управляющий местным ТС Владимир Быков. Прежде всего чистота в подъездах. Ни запаха, ни антисанитарии. Но проблема в другом — к контейнерам трудно подъехать:

— Каждое утро у нас начинается с пронзительных сигналов мусоровозов. Владельцы припаркованных на придомовой территории машин нервно посматривают в окна.

Фото Павла Чуйко
Для наглядности Владимир Быков проводит импровизированную экскурсию по двору. Контейнерная площадка с пятью емкостями разместилась между двумя домами аккурат по центру. Иного места для нее просто не нашлось:

— Попытка разнести баки по двум точкам привела к транспортному коллапсу — мало того что грузовики не могли развернуться и дворнику приходилось каждое утро катить контейнеры к самой въездной арке на расстояние 100 метров, так еще и пришлось пожертвовать и без того дефицитными парковочными местами. Поставили на оптимальном с точки зрения логистики пятачке — нарушили санитарные нормы расстояний от жилых домов. Так и лавируем между бесчисленными “но”.

К чему приведет попытка наладить в жилых дворах раздельный сбор мусора? Об этом я решил спросить местных жителей. Татьяна прогуливается с коляской на маленькой детской площадке. Показывает на столпотворение машин: дополнительные баки, необходимые для раздельного сбора вторичных материальных ресурсов, попросту некуда будет ставить. Разве что на детскую площадку. О перспективах должен был подумать застройщик еще на стадии проектирования жилого квартала. Сейчас уже поздно метаться, придется как-то выживать.

Другой прохожий, который представился Андреем, к перспективе раздельного сбора отходов относится более чем скептически: 

— Посмотрите многочисленные видеоролики в интернете: подъезжает стандартный мусоровоз и сбрасывает заботливо разделенный мусор в один кузов. Плохой пример не менее заразителен, чем хороший. Поэтому жильцы и не будут утруждать себя разделением отходов. Смысла нет! Конечно, можно было бы сделать, как в Германии, где за одного несознательного гражданина повышенная плата за вывоз ТБО грозит всем соседям. Но у нас нужно начинать с коммунальщиков.

Марина с третьей попытки паркуется на тесной площадке. Говорит, что темой мусора профессионально интересовалась еще тогда, когда жила в Москве. Эта сфера может быть довольно доходной. Но с позиции обывателя к использованию контейнеров для разных видов вторичных ресурсов не готова:

— Я хозяйка, у меня на кухне образцовый порядок. Не могу себе представить, как я размещу там 3—4 разных пакета для пластика, бумаги, стекла и органики. А потом эти пакеты еще нужно будет спустить в лифте, донести до площадки и высыпать в разные емкости. Кто на такое способен?

У Марины есть рациональное предложение. Хорошо бы установить на каждом этаже мини-контейнеры для бутылок и макулатуры. А дворника обязать несколько раз в неделю выносить мусор на площадку. Разумеется, за отдельную плату, сформированную за счет дифференциации тарифов на вывоз мусора:

— Это не ноу-хау. Все уже было. Взять, к примеру, советские времена. Мы сбрасывали пищевые отходы в отдельные баки, которые забирали животноводческие организации. В итоге “на руках” у нас оставались та же бумага, металл, стекло и полиэтилен, которые легко сортировать.

— У нас всего 5 баков, — подводит итог экскурсии Владимир Быков. — Если их забирают каждые сутки, все нормально. Если график “проседает” на день-два — мы начинаем задыхаться. Оттого уже не единожды перезаключали договоры с разными перевозчиками. Поверьте, наш двор не особенный. Таких, с плотной застройкой, очень много.

Верю охотно. Так же, как и в стремление жителей идти по цивилизованному пути, если им создадут для этого необходимые условия. Недавно заместитель начальника управления — начальник отдела энергетики управления городского хозяйства и энергетики Мингорисполкома Дмитрий Плашков сказал, что в стране разработали дифференцированные тарифы на вывоз ТБО, но пока, мол, не все жители Минска согласны отказаться от мусоропроводов и выбрасывать мусор в контейнеры. Ведется активная разъяснительная работа: 

— Для тех, у кого нет мусоропровода, тариф будет меньше, а для тех, кто живет в домах с мусоропроводом, на порядок выше.

Цель — мотивировать население к раздельному сбору бытовых отходов. Многие подумали, что речь идет действительно о существенных суммах, которые многих заставят задуматься. Ведь, как известно, одним из лучших мотиваторов является изменение веса личного кошелька. Однако на днях новые тарифы были утверждены и озвучены. За контейнерный сбор отходов такса составляет, как и раньше, 5,1143 рубля за кубический метр. Для “владельцев” мусоропроводов тариф увеличен до 5,5235 рубля за “куб”. Но готовы ли сами коммунальщики к переменам?

Заместитель генерального директора ГО “Минское городское жилищное хозяйство” Галина Гилевич приводит цифры. Минск “производит” около 25 процентов всех отходов страны. В 2012 году объем столичного мусора перевалил за 1 миллион тонн ежегодно. Тенденция неутешительная — с каждым годом его выбрасывается все больше, в прошлом году к “опорному” миллиону добавилось еще 130 тысяч тонн. Однако процент разделенного мусора тоже увеличивается, условия для этого созданы. “Тематические” контейнеры расставлены повсеместно. Если их нет в конкретном дворе, неравнодушному жильцу достаточно пройти лишние 100 метров, чтобы выбросить собранные пластик, бумагу или стекло в нужную емкость. Было бы желание.

Вспоминаю обращения жителей города по вопросам сбора разделенных отходов в один мусоровоз. В результате даже самые ответственные граждане начинают “умывать руки”. Галина Гилевич не видит в этом ничего вопиюще криминального. Как бы то ни было, все разделенные отходы попадают на линии по досортировке, где полимеры разделяются по видам, стекло по цвету, а бумага по плотности и качеству:

— Основной принцип раздельного сбора мусора — вычленить из общего объема органические включения, которые, с одной стороны, не перерабатываются, с другой — способны безнадежно испортить вторичное сырье. На первом этапе “разделенки” коммунальщики просят жильцов хотя бы пользоваться двумя разными контейнерами — для пищевых отходов и всего остального.

Что же, идем дальше. Минск “поставляет” более 1 миллиона тонн отходов, которые в идеале должны пройти через сортировочные линии. В дополнение к уже имеющимся линиям сортировки (25 тысяч тонн в год) 1 ноября в пределах полигона “Тростенецкий” открылся новый мусороперерабатывающий завод, способный “проглотить” до 100 тысяч тонн разделенных отходов в год. Вроде бы мощности неплохие, однако на фоне пресловутого миллиона — капля в море. Предположим, все граждане в один миг стали сознательными, дружно отказались от использования мусоропроводов и устремились к контейнерам. Итог вроде бы предсказуем: завод не справится с объемами, и заготовленные старательными руками минчан ТБО все равно устремятся на свалки. Галина Гилевич доказывает, что в подобные расчеты закралась ошибка. Дело в том, что в общем объеме отходов около 35 процентов занимают пищевые. Да и в оставшемся мусоре далеко не всё способны переработать промышленные предприятия. Что полезного можно извлечь? 4,2 процента — металл, 5,9 — стекло, 6,9 — бумага, 10 — полимеры, 3,6 — текстиль, 3,8 процента — древесина. Так что построенные сортировочные линии и мусороперерабатывающие заводы вполне справляются с поступающим сырьем. Кроме того, до 2035 года в планах строительство под Минском мусоросжигающего завода, а уже в первом полугодии 2018-го откроется еще один мусороперерабатывающий завод, причем с большими мощностями. Также есть не менее 10 предложений от инвесторов, готовых взяться за строительство подобных предприятий. Причем два из них — общей мощностью 500—600 тысяч тонн отходов в год — уже на рассмотрении.

Но это все перспективы. А пока что жильцам дома № 136 на улице Максима Богдановича хотелось бы услышать ответ: как наладить работу в их тесном дворе? Если оператор по вывозу контейнеров не справляется с возложенной на него задачей, это повод отказаться от его услуг — желающих заняться довольно прибыльным делом сегодня много. А еще самое время задуматься над обновлением контейнеров. По всему Минску проводится плановая замена устаревших емкостей на новые, более легкие, эстетичные и функциональные.

В настоящее время не стоит вопрос о наказании тех, кто так и не пришел к мысли сортировать отходы, резюмирует Галина Гилевич. Мы лишь в самом начале этого пути, ведь, например, в Германии к нынешней системе пришлось идти более 20 лет. А еще причастным к сбору коммунальных отходов организациям нужно работать параллельно с перерабатывающими предприятиями. Не только совершенствовать методы уборки мусора — увеличивать количество контейнеров, периодичность вывоза и так далее, — но и расширять перечень и увеличивать глубину переработки вторичных материальных ресурсов:

— Мы проводим сотни встреч с жильцами, рассказываем о том, почему стоит отказаться от мусоропровода. Бывает, в отдельном доме по решению граждан оборудование “глушится”, а через год вновь открывается. Передумывают. Но одно могу сказать точно: рано или поздно нам всем придется более ответственно подходить к “мусорной” проблеме. Дом с мусоропроводом дороже обслуживать. Но все мы до недавнего времени платили одинаково. Это было несправедливо. В будущем, не исключено, жировки для пользователей мусоропровода еще “потяжелеют”.
Фото Сергея Лозюка

Переработка не вторична

На территории СНГ наша страна занимает лидирующие позиции по раздельному сбору мусора. Сегодня этот показатель составляет 16 процентов от общего объема — больше, чем в Словакии или, например, Литве. Ненамного опережают нас Финляндия, Испания и Португалия, где раздельно собирают около 18 процентов отходов. К слову, специалисты прогнозируют, что к концу 2018 года мы перевалим за 23 процента. Совсем неплохо с учетом того, что еще 10 лет назад белорусы разделяли лишь 6 процентов всех отходов. Но стремиться есть куда. К примеру, в Швеции в свое время произошла так называемая революция переработки — сегодня там в дело идет 99 процентов всего мусора. Во вторичную переработку поставляется более половины собранного, а остальное сжигается на специальных заводах с получением энергии. А ведь там объемы отходов вполне сопоставимы с нашими — примерно 4 млн тонн в год.

Порталы без будущего

После того как новая система дифференцированных тарифов будет “обкатана” в Минске, опыт перенесут на другие города. Хотя планомерная работа по отказу от мусоропроводов в нашей стране ведется повсеместно и уже не один год. Первый город, полностью отказавшийся от мусоропроводов, — Гомель, где еще в 1995 году стартовал эксперимент с говорящим названием “Жизнь без мусоропровода”. В 2013 году от сомнительного блага цивилизации отказались первые 2 дома в Жодино, тогда же поэтапное закрытие мусоропроводов началось и в Мозыре. Инициативу подхватил Гродно, где местные власти обещали “заглушить” последние приемники уже в этом году. В самом Минске лишь за прошлый год было ликвидировано более 1000 порталов.

muravsky@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter