Дом ночного пребывания всегда открыт для тех, кому нужна помощь.
Помощь круглый год
— В том режиме, в котором работаем в любое другое время года, — с порога встречает директор ГУ «Дом ночного пребывания лиц без определенного места жительства» Роман Сощенко. — Потому что наш постоялец — человек, которому нужна социальная помощь независимо от времени года.И правда, в двухэтажном здании учреждения никогда не бывает пусто: за год здесь получают помощь в среднем 150 человек. Вот и сегодня в коридоре оживленно — социальный патруль привез человека, которого, считай, подобрали с улицы. Чтобы остаться в Доме ночного пребывания, от мужчины требуются желание и заявление. Что с ним будет дальше, решают специалисты, потому что все зависит от состояния здоровья. Госпитализация мужчине не требуется, а вот может ли он по состоянию здоровья находиться в коллективе — заключение даст терапевт. Мужчине выдают направление на прохождение медосмотра в поликлинике (включая флюорографическое обследование), там же он сдаст экспресс-тест на коронавирус. Перед медосмотром он пройдет санитарную обработку, а его одежда и обувь — дезинфекцию. Обо всем этом позаботится социальный патруль.
Состояние здоровья в этом заведении всегда под контролем.
В год здесь находят приют примерно 150 человек.
Санитарно-эпидемиологические меры в Доме ночного пребывания соблюдаются строго. Привычный антисептик при входе в здание, медицинские маски на лицах сотрудников и проживающих. Все помещения здесь обрабатывают специальным раствором, а в жилых комнатах и местах общего пользования каждый день проводят кварцевание. Самое главное, что все постояльцы вакцинированы, причем по собственному желанию.
В доме созданы все санитарно-бытовые условия.
— Сегодня у нас находится 60 человек, — приводит цифры Роман Сощенко. — Всего мы можем принять 92, а в случае экстренной необходимости развернуть еще с десяток мест.
Поднимаюсь на второй этаж, где находятся мужские и женские комнаты. Большинство временных подопечных в них только ночует. По правилам этого учреждения с 08:00 до 18:00 человек должен или трудиться, или искать работу. Исключение — инвалиды и пенсионеры, а также те, у кого есть листок нетрудоспособности. Все должны соблюдать правила внутреннего распорядка ежедневно, в том числе проходить профилактический осмотр, тест на присутствие паров алкоголя в выдыхаемом воздухе, измерять температуру тела.
Истории проживающих здесь людей разные. Одни потеряли работу — и их выселили из арендного жилья, другие стали ненужными своим родственникам, поэтому те выписали их с квадратных метров, третьи лишились и семьи, и крыши над головой много лет назад, но в молодости не задумывались, как будут жить дальше.
Директор перебирает дела жильцов учреждения. Вот минчанка осталась без квартиры после развода с мужем. Когда супруг ушел из семьи, у женщины опустились руки, и она накопила долги за арендное жилье, которое из-за этого потеряла. Здесь ей предоставят койко-место на время поиска работы и жилья. Директор уточняет, что многие трудоспособны и готовы работать:
— Наш постоялец — человек от 40 до 60 лет. Нередко с высшим образованием. Треть из них имеют установленную инвалидность либо готовят пакеты документов для установления таковой.
Где родился, там и пригодился?
Обращаю внимание на лист бумаги на столе. Надпись «Карачаево-Черкесия» на нем, разумеется, меня заинтересовала. Роман Сощенко объясняет: будут искать родственников одного из обитателей дома. В нашей стране мужчина живет более 30 лет, а родился в Ставропольском крае, там у него остались близкие родственники, связь с которыми он потерял еще в 2009 году. Необходимо их найти. Возможно, возобновив отношения, он захочет вернуться на родину (к моменту выхода статьи родственники найдены, они тоже искали его и прекратили поиски после ложного известия о его смерти).У некоторых постояльцев утрачены документы, восстановление которых становится для них замкнутым кругом. Этот круг в Доме ночного пребывания и разрывают. Людям помогают восстановить паспорта, собрать медицинские справки для установления или подтверждения инвалидности, трудоустроиться. Есть, правда, и такие жильцы, которые работать не хотят, но их не так много. Около 10 процентов обратившихся за помощью оформляют документы для заселения в профильные интернаты.
— В основном принимаем людей в учреждение по территориальному признаку, то есть минчан. При изъявлении желания человека заселиться к нам делаем запрос в отдел по гражданству и миграции Партизанского РУВД, — уточняет Роман Сощенко. — Если обнаруживаем, что последнее место регистрации кандидата расположено не в пределах Минска, то связываемся с соответствующим региональным центром социальной помощи. Направляем людей к ним, потому что похожие учреждения есть в областных и некоторых районных центрах.
Вопреки расхожему мнению, Дом ночного пребывания — это не ночлежка. Чтобы здесь жить, нужно подать заявление, пройти медкомиссию. Стандартный договор на проживание заключается на месяц. Хотя многим его продлевают, ведь людям нужно время, чтобы восстановиться после болезни или операции, оказать помощь в сборе документов. Главное — желание человека, чтобы ему помогли. И тогда государство подставит плечо тому, кто попал в тяжелую жизненную ситуацию.
Для человека без определенного места жительства здесь есть все: койко-место, бесплатная прачечная, созданы отличные санитарно-бытовые условия, есть возможность восстановить документы. Питание для прибывающих на ночлег не предусмотрено, однако общественные организации и неравнодушные частные лица привозят сухой паек. Поэтому от любой помощи в Доме ночного пребывания не откажутся, даже от единовременной. Примут здесь и одежду, и продукты питания, и пожертвования на расчетный счет. Чтобы была возможность протянуть руку помощи тому, кто в ней нуждается.
НОВОСТЬ В ТЕМУ
В Минске проводится акция «Социальный патруль», во время которой бездомным людям оказывается разносторонняя помощь. Нуждающиеся могут обратиться в территориальные центры соцобслуживания населения в каждом районе столицы. А также такую помощь предоставят при выявлении лиц без места жительства в ходе патрулирования. Мероприятия акции продлятся по 28 февраля.
КСТАТИ
В областных и некоторых райцентрах есть свои дома ночного пребывания. В Витебске заведение рассчитано на 36 мест, в Бресте — на 12, в Могилеве — на 20, в Гродно — на 50 мест. Также людям без крыши над головой ночлег предоставят в Борисове, Молодечно, Солигорске, Барановичах и других городах страны.
misnik@sb.by