Дворец ЧЕТВЕРТИНСКИХ на улице ОЖЕШКО в Гродно, в котором ранее размещалась военная комендатура, намереваются продать с аукциона. Желающие приобрести его уже есть. Впрочем, в Гродненском облисполкоме тоже заявляли о желании устроить в нем музей.
Сегодня ситуация заметно улучшилась, однако до полного решения проблемы еще далеко. На балансе организаций ЖКХ по всей стране все еще числятся более 2000 так называемых непрофильных объектов: убытки от их содержания в прошлом году составили 2,2 миллиона рублей. Для коммунальных служб это довольно ощутимая сумма, компенсировать которую очень сложно. В идеале средства на содержание таких объектов должны были выделяться из местных бюджетов — на практике организации ЖКХ берут эти затраты на себя. Так кто же должен заботиться о реконструкции и модернизации подобных объектов? Возможно ли их сдать в аренду или продать предпринимателям? Мы решили ответить на эти вопросы в цикле материалов «Активы и пассивы» и рассказать как об удачном, так и не очень опыте коммунальщиков. А разговор мы завершим за «круглым столом», в котором примет участие руководство ЖКХ, а также представители Комитета госконтроля, Госкомимущества и регионов. Сегодня вашему вниманию — первая часть этого предметного разговора.
Опыт гродненских коммунальщиков, как можно избавляться от непрофильных объектов в ЖКХ, впору перенимать всем остальным. В Гродно, Щучине и Слониме созданы специализированные центры недвижимости, которые с усердием стали сдавать в аренду дворцы, заводы, магазины, детские сады, военные городки и прочие строения. В основном интерес к такого рода объектам проявляет малый бизнес. Найти хороших хозяев непросто, но если организовать работу правильно, то это вполне по силам. О подробностях проекта узнавала корреспондент «Р».
Налетай, торопись!
Гродненский предприниматель Александр Тоцевич давно задумывался о расширении своего бизнеса. Он долго присматривал помещения, где можно будет сделать ремонт и запустить производство. Найти свободные площади соответствующих размеров в городе не так-то просто. Но неожиданно нужный вариант нашелся на сайте Гродненского горисполкома. Вместе с бизнесменом отправляемся на улицу Суворова, чтобы еще раз оценить предлагаемое в аренду помещение. Еще несколько месяцев назад оно числилось в списке непрофильных активов ЖКХ. Перед нами — ангар с большими деревянными воротами.— Здесь будет организован цех по производству металлочерепицы и всех видов заборов, — показывает на свои владения хозяин. — Уже прибыли две новые линии из Украины, но ставить их оказалось некуда. А в этом помещении площадью 2,6 тысячи «квадратов» все отлично поместится. Долго искал что-то подобное. Пришел в горисполком. Там дали добро при условии представления бизнес-плана. Это не проблема. Написали. 7 марта мы отдали документ, а буквально на днях приняли решение о передаче данного строения в аренду. Внутри, правда, куча металлолома, который числится на балансе ОАО «Гроднопромстрой». Но нам обещали все это оперативно убрать. После чего мы приступим к ремонту. Планируем заменить окна, сделать раздевалки для рабочих и даже спортивный зал организуем.
Бизнесмену Александру ТОЦЕВИЧУ для расширения производства бывший непрофильный объект ЖКХ оказался весьма кстати.
Еще одно предприятие, которое планирует надолго обосноваться в неиспользуемых строениях, недавно числившихся на балансе ЖКХ, — ООО «ЗБИ № 1». Один из его учредителей Виктор Козел также планирует расширять деятельность. Речь идет о выпуске нового вида продукции с использованием новейших технологий в производстве железобетонных конструкций. Площади предприятию выделили именно под создание рабочих мест. Их будет не менее двадцати. Таких примеров можно привести немало. А ведь долгие годы площади, на которые сегодня один за другим приходят бизнесмены, считались невостребованными. Коммунальщики тратили огромные деньги на содержание этих заброшенных зданий и сооружений. В прошлом году на балансе Гродненского областного ЖКХ висело более тысячи невостребованных зданий, строений и целых территорий. Самая большая цифра — более 300 — была зафиксирована в самом Гродно. Что придумали в горисполкоме, чтобы исправить ситуацию?
Каждый должен заниматься своим делом
Зампредседателя Гродненского горисполкома Андрей Болтрик доволен проделанной работой и готов поделиться опытом:— Как появлялись эти непрофильные объекты ЖКХ? Был определенный период времени, в основном в 1990—2000-е годы, когда в коммунальную собственность города начали передавать имущество бывших военных городков и другие объекты, которые находились на балансе армии и промышленности. Например, бывший кожзавод по улице Победы. Все это скидывалось по принципу: если это не пригодилось балансодержателю республиканского уровня, то надо отдавать местным властям для дальнейшего разрешения вопроса. В Гродно традиционно эти объекты передавались на балансы УЖРЭП, которые несли колоссальные убытки. Они платили налог на землю, недвижимость, обеспечивали охрану. Естественно, все это дотировалось государством. В прошлом году провели большую работу по передаче таких объектов специально созданному предприятию — КУП «Гродненский центр недвижимости».
На самом деле это унитарное предприятие появилось еще в 2008 году для организации и проведения аукционов. Там работало несколько человек, и они на коммерческой основе получали свой процент от этой деятельности. Полученных денег хватало на выплату заработной платы и безбедное существование. Учитывая опыт в этой сфере и наработанную базу, весь перечень непрофильных объектов было решено переложить на плечи профессионалов.
— Всего в ходе ревизии непрофильных активов ЖКХ выявили 331 объект, — продолжает Андрей Болтрик. — Капитальные строения, изолированные помещения, сооружения и прочее. Специалисты КУП «Гродненский центр недвижимости» провели большую работу по подготовке правоустанавливающих документов. Сегодня у них на балансе насчитывается более 200 объектов общей площадью почти сто тысяч квадратных метров, которые можно вовлечь в хозяйственный оборот путем сдачи в аренду или продажи. Объекты размещены на 109 земельных участках площадью более 50 гектаров. То есть это уже серьезная организация. Небольшую часть помещений сдали в аренду еще во время передачи. Применены понижающие коэффициенты по налогам на землю и недвижимость. Как результат — доходы от сдачи объектов в аренду помогают компенсировать расходы, связанные с их содержанием. Это значит, что предприятие само себя окупает, не получая из бюджета ни копейки. Вот, пожалуй, ключевой момент, на который стоит обратить внимание.
Пивзавод готовят к аукциону
Пока предоставлена в аренду или безвозмездное пользование бизнесу только пятая часть из этих 100 000 «квадратов». Почему? В основном это территории бывших военных городков, как, например, целый комплекс зданий на Фолюше, строения по улице Дзержинского. Они находятся в непригодном состоянии, а главное, в ближайшей перспективе подлежат сносу. Найти для них хотя бы временного хозяина достаточно сложно. Несмотря на это, более 20 000 квадратных метров уже сдано в аренду. Из них более 5000 «квадратов» нашли арендаторов за те три месяца, которые прошли с момента передачи на баланс Гродненского центра недвижимости. Предприятие заинтересовано эффективно и быстро вовлекать эти объекты в хозоборот. Даже штат расширили.— В этом году из объектов, переданных на баланс Гродненского центра недвижимости, будет выставлен на аукцион, наверное, самый крупный объект — Гродненский пивзавод, — рассказывает о планах Андрей Болтрик. — А также несколько зданий по адресам Виленская, 37, Советских Пограничников, 17 и 17/1. В общем, здания, которые можно продать, будут проданы. Пять небольших объектов снесут. Большая часть неиспользуемых строений расположена в зонах перспективной застройки. В ближайшее время начнут строить многоквартирные жилые дома в микрорайонах Фолюш, Понемунь, на участках по Терешковой, Дзержинского, Кохановского.
Здания и сооружения бывшего военного городка по улице Победы на 99,9 процента сданы в аренду. В более далекой перспективе там появится общественно-деловая зона. Есть отдельные помещения на первых этажах жилых домов. Там тоже арендаторы.
— Есть ли у многострадального Гродненского пивзавода потенциальный инвестор? — задаю волнующий многих гродненцев вопрос.
— Задача номер один на сегодня — привести в порядок весь пакет документов, чтобы в рамках законодательства выставить комплекс из 14 зданий на аукцион, — говорит о перспективах зампред горисполкома. — Когда мы его забрали у нерадивых хозяев в коммунальную собственность, не было абсолютно никаких документов. Более того, пожар повредил часть кровли, которую пришлось восстанавливать силами УЖРЭП Ленинского района. А если учесть, что объект представляет историко-культурную ценность, процесс этот затянулся на месяцы. Оценку имеет право проводить только специализированная организация при Минкультуры. В данный момент мы находимся на завершающей стадии.
Хороший пример заразителен
Переходный период из одной формы собственности в другую — это непросто. Прежде чем взять заброшенное здание, надо определиться: зачем ты его берешь. А уж потом решиться и действовать. К примеру, в Лидском районе 36 объектов бывших военных городков в прошлом году повторно проданы за одну базовую. Прошлые хозяева так и не смогли воплотить в жизнь задуманные планы. Возможно, новые окажутся более успешными. К примеру, в здании бывшего штаба по улице Крупской планирует разместить склады и магазин «Керамин». Но плюс хотя бы в том, что заботы о пустующих строениях больше не касаются жилищно-коммунальных служб.— В прошлом году поставили задачу при необходимости создать специализированные предприятия, которые будут работать с непрофильными активами, — рассказала начальник отдела управления госимуществом комитета «Гроднооблимущество» Светлана Лендина. — Они созданы в Гродно и Слониме. В Щучине государственное учреждение «Авиатор» организовано еще в начале 2000-х. Поэтому опыт работы в этой сфере накоплен немалый. Многие районы справились с поставленной задачей и без создания такой структуры. Мы, в свою очередь, в прошлом году работали только с неиспользуемыми объектами ЖКХ: банями, котельными, сараями. Таких насчитывалось 39. Практически все вовлечены в хозоборот. Что-то продано, что-то передано на безвозмездной основе.
Заместитель председателя Слонимского райисполкома Владимир Кот делится ожиданиями, которые возложили на КУП «Слонимнедвижимость»:
— Предприятие создано при райисполкоме. Деньги на уставный фонд выделили из бюджета, далее оно будет существовать за счет сдачи объектов в аренду. Вся работа организована силами двух специалистов, и ее результатом стала передача 28 непрофильных активов ЖКХ. На данный момент подготовлены правоустанавливающие документы по всем строениям и сооружениям. Половина будет сдана в аренду, вторую половину планируют продать с аукциона. В выигрыше будут все: и наши коммунальщики, и работники предприятия «Слонимнедвижимость».
P.S. В четверг мы продолжим обсуждать тему непрофильных активов в сфере ЖКХ. На этот раз речь пойдет о негативном опыте коммунальщиков.
kondratieva@sb.by
Фото автора.