На восточной окраине страны белорусский азербайджанец разводит овец, строит кафе и планирует шить одеяла из лечебной шерсти
Если составлять рейтинг интересных людей Хотимска, многие жители самого восточного городка хором скажут: Шамиль. И мигом начинают перечислять все, что сделал, делает и еще сделает этот человек. Имя довольно необычное. Может, прозвище?
Оказалось, нет. Сулейманов Шамиль Гусейн-оглы — полное имя выходца из Азербайджана.
— Зачем людям язык ломать? — смеется обладатель такого имени. — Сошлись на Шамиле Гусейновиче.
Много лет назад он приехал в Витебск учиться на ветеринара, по распределению попал в Хотимск. Женился на девушке Татьяне и… остался. Уйти из колхоза и заняться овцеводством решил четыре года назад. С тех пор его жизнь круто изменилась.
— Почему именно овцы?
— Потому что их нигде нет, — просто отвечает Шамиль. — Да и занимался ими на родине, еще до армии. У нас в Азербайджане баранина на столе — каждый день. Не то что здесь. Многие женщины, даже не попробовав, говорят: не надо баранины, а некоторые дети и вовсе не знают, что это такое. А между тем именно это мясо — деликатесное и экологически чистое! Что едят овцы? Сено да зерно, никаких вам добавок.
Раньше фермер сдавал мясо на комбинат в Оршу. Но в душе мечтал о собственном производстве. Кому, как не выходцу из Азербайджана, знать, что и как делать с бараниной. И скоро его мечта станет явью: к концу года откроет двери собственное кафе. Где и как?
Двухэтажное здание в Хотимске простаивало 10 лет. Два года назад Шамиль купил его на аукционе. Теперь его силы, время и деньги идут сюда каждый день. На первом этаже в планах строителя разместить кафе, где можно и пятничный вечерок с друзьями скоротать, и даже свадьбу отгулять. Принять первых гостей Шамиль планирует уже к Новому году. Меню, само собой, будет построено на баранине. Так что вместе со стройкой хозяин параллельно продумывает и блюда. А подвальное помещение мастер собирается превратить в тир. Этим он хочет решить проблему досуга молодежи, для которой в райцентре вариантов развлечений не так много. Второй этаж здания хотят пустить под агротуризм и оборудовать комнаты, чтобы людям было где остановиться.
Ходим по просторным помещениям. Везде нужно приложить руку, фронт работ оценить трудно.
— Сколько же людей здесь работает? — не могу не спросить.
— Довожу все до ума сам. Бывает, друзья помогают.
Еще одна задумка — шить одеяла. А что? Шерсть овец и теплая, и лечебная. Но это уже после кафе.
Выхожу под впечатлением. Дальше — больше: через 10 минут мы уже на пастбище. Облако овец видать издалека: 500 голов, как-никак. В планах — увеличить поголовье до 2 тысяч. Со стадом Шамиль управляется сам: помогает образование ветеринара.
Хозяина овцы узнают издалека и бегут навстречу. Правда, сейчас из-за грандиозной стройки Шамиль иногда обделяет их вниманием. Но каждым утром и вечером обязательно приедет проведать свое стадо. Бывает, что и остается ночевать на ферме.
У овец свой строгий режим: с 5 утра до часу дня — наслаждаться солнцем и травой, потом 2 часа перерыва — и опять на луга.
Подивиться на Шамиля и его стадо приезжают со всей округи. В основном с вопросами: сложно ли, выгодно, с чего начать, оставь несколько, заберем к осени.
— Не жалко расставаться? — не удержалась и от сентиментального вопроса.
— Конечно, жалко, — вздыхает фермер. — Столько трудов в них вкладываю…
Пару лет назад на ферму повадился волк. Два его визита обошлись Шамилю в 26 овец. После этого он караулил хищника 3 месяца.
— А есть ли правда в выражении «пугливый как овца»? — давно хотелось спросить у людей знающих.
— А ты попробуй.
Не успела сделать два шага — от меня и фотоаппарата стадо бросилось врассыпную.
Семья поначалу относилась к овечьему бизнесу с опаской. Оно и понятно: не совсем привычное для наших широт дело. Сын сейчас учится в колледже в соседних Климовичах, дочь работает в Могилеве. Во всем помогает жена Татьяна.
Не забывает при этом Шамиль и о родине. Раз в год всегда выбирается домой. Правда, ненадолго. Мысли всегда тянут домой, в Хотимск. Бывали у него в гостях и родственники из Азербайджана. Были очень удивлены Беларусью, даже уезжать не хотелось.
— Я считаю себя счастливым человеком. Да, работы много. Но она мне по душе.
— Но вы живете на восточной окраине Беларуси, через несколько километров — граница…
— Так это даже хорошо! — уверенно заявляет Шамиль. — В любой момент можно съездить в Россию, оборудование для кафе там посмотрю. А вообще, окраина — это не проблема. Бывал я и в Минске, и во многих областных центрах, и знаете что вам скажу? Лучше нашего Хотимска нигде не найти!
Всего в округе сейчас живут четыре выходца из Азербайджана: дружат, помогают друг другу.
— Бывает, приеду и скажу: «Вперед, на ферму!» Так всегда придут! — смеется Шамиль. — И это касается не только земляков, но и всех жителей. К любому подойти с просьбой помочь — никто никогда не откажет. И я им не откажу. Не везде такие люди живут…