Георгий Гриц, первый проректор Института повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии»:
— Что касается экономики, то в диалоге с Я.Романчуком во время «Большого разговора» Президент выразил в достаточно сжатом виде свою позицию и акценты, в частности, по вопросу приватизации. И мне кажется, этот посыл в какой-то степени актуален и для отдельных органов управления, которые по роду своей деятельности не имеют контактов с населением и мыслят на уровне макроэкономики. Есть такая игра «Монополия». Ее суть: плохое предприятие продал, хорошее — купил. Но в этой игре нет опции «люди». В реальной экономике надо, прежде всего, думать о последствиях и о людях, минимизировать риски. Учитывать экономическую и социальную безопасность. К тому же государственное — далеко не всегда неэффективное.
Павел Данейко, директор Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC):
— Президент еще раз подчеркнул, что в стране очень неплохие условия для развития частного сектора бизнеса. Я с этим совершенно согласен. Мы частенько недооцениваем то, что сделано в государстве, чтобы формировалась эффективная рыночная экономика. А ведь уже 45% ВВП генерирует частный сектор. А если учесть еще и приватизированные предприятия, то мы получим более 55% ВВП. 48% работников заняты в частном бизнесе. Страна создает достаточно привлекательные условия для его развития. И самое главное, работа над снятием барьеров и ограничений продолжается и идет системно. Эта задача четко стоит перед всеми министерствами и ведомствами. И надо признать, они активно работают над этим.
Владимир Карачевский, генеральный директор Национальной киностудии «Беларусьфильм»:
— Такие встречи ценны тем, что диалог на них всегда выходит не по-чиновничьи открытым, живым и искренним. И стимулирующим для всех нас. Не только для начальников и руководителей, но и для каждого человека, гражданина, который имеет желание помочь своей стране. И Глава государства такое стремление всегда поддерживает. «Большой разговор с Президентом» — это еще и стимул, толчок, который дает возможность пересмотреть свое отношение ко многим вещам. Лично для меня интересными и ценными оказались многие моменты: от позиции Президента касательно международной и геополитической обстановки, отношений с другими странами до его восприятия того, что сейчас происходит в том числе и в отрасли культуры, к которой киностудия «Беларусьфильм» имеет непосредственное отношение.
ДАЙДЖЕСТ
«Большой разговор с Президентом» ожидаемо вызвал резонанс и в средствах массовой информации других стран.
«Президент Беларуси для журналистов и экспертов — собеседник интересный, — отмечает телеканал «МИР 24». — Он ньюсмейкер, постоянно подкидывает новые темы для репортажей и расследований. При этом Президент умеет подать любой факт по-своему: где-то с юмором, а где-то жестко. Журналисты в пресс-центре ловили каждое слово Президента».
«А.Лукашенко назвал Китай надежным партнером», — заметило информагентство КНР «Синьхуа».
Международное радио Китая добавляет: «А.Лукашенко призвал Правительство России прекратить лоббировать олигархические кланы, которые блокируют поставки белорусской продукции».
«Россия является ближайшим союзником Беларуси, и они сформировали номинальный «союз» с тесным торговым и военным сотрудничеством», — напоминает французский телеканал France 24.
«А.Лукашенко прокомментировал тему возможного объединения России и Белоруссии, — несколько экстравагантно отреагировал на «Большой разговор» обозреватель радиостанции «Эхо Москвы» Рамиль Гарифуллин. — И действительно, зачем человеку соединять маленькую ухоженную квартиру с большим необустроенным сараем для хранения оружия, пропахнувшим нефтедолларами, запах от которых может выветриться в любое время? Тем более когда владельцы этого сарая не планируют жить в нем и используют не как для места проживания?»
«Независимая газета» устами своего финансового аналитика Александра Разуваева рассуждает: «А.Лукашенко заговорил про общую с Россией валюту. Но рассматривать данный вопрос без Казахстана на пространстве ЕАЭС бессмысленно. Российский рубль — слабая валюта, неинтересная для инвестиций даже с учетом сильно недооцененного российского рынка акций… Понятно, что новая валюта будет сырьевой и похожа на российский рубль. Другой вопрос — согласятся ли Минск и Астана на евразийскую валюту, пока Россия под санкциями».
«Президент Беларуси подчеркнул, что это должен быть не белорусский и не российский рубль, а общий, — отмечает казахстанский Forbes.kz. — Кроме того, нужно определиться, где будет расположен единый эмиссионный центр».