На черной гранитной плите – 38 фамилий. Стариков, женщин, детей, расстрелянных, заживо сожженных, зверски замученных фашистами в декабре 1943-го. В деревне Тумановке Могилевского района открыли обновленный памятник жертвам Великой Отечественной войны.
Во время торжественного открытия обновленного памятника
70-летний местный житель Геннадий Красовский вспоминает:
– Обелиск установили в 1967 году. До войны было две Тумановки. Сегодня мы на месте той, что повторила судьбу Хатыни и не возродилась…
О трагедии, произошедшей здесь в годы Великой Отечественной, Геннадий Николаевич знает от земляков:
– Когда еще учился в школе, преподаватель русского языка Янина Бегунова, немецкого языка Николай Подольский, учитель начальных классов Виктория Недвецкая рассказывали об этом нам, ученикам. Для них это была не только общечеловеческая, но и личная трагедия, каждый потерял своих близких: родителей, братьев, сестер. Янине Бегуновой (она тогда была 18-летней девчонкой) фашист выстрелил в грудь. Ее мать, на глазах которой это произошло, упала в обморок. Немец вышел из хаты, подпалил ее. Но баба Бегуниха (так кликали мать Яны односельчане) пришла в себя, разбила окно, помогла дочери выбраться. Они спаслись чудом. Виктория Недвецкая была ранена в ногу, а Николай Подольский (тогда 8-летний мальчишка) с братом примчался в хату моего деда Степана, который у себя мальцов и укрыл. Остальные Подольские погибли.
Воспоминания жителя Тумановки Станислава Ивановича Ржевуцкого вошли в «Книгу памяти. Могилевский район»:
– В декабре 1943-го в деревне стояли немцы. Местные поддерживали связь с партизанами. Фашисты, чтоб сельчане не подались в леса, сделали подворную перепись населения, регулярно проверяли, все ли на месте. Как в тюрьме. Грозились: если кого не досчитаются, расстреляют всю семью. Однажды от партизан мы получили задание взять языка. Валя Подольская, связная, объявила фрицам, якобы у нее день рождения, а ее подруга Надя Недвецкая пригласила на именины гитлеровца. Там его и взяли – в доме устроили засаду. Только немцы, прознав про это, забросали хату гранатами. Теперь на ее месте – семейная могила Подольских, за которой ухаживают сельчане из второй уцелевшей Тумановки.
Сельчане за свой счет установили гранитную плиту с именами мирных жителей, зверски замученных фашистами
Недалеко от могилы Подольских в 1967-м поставили памятник всем расстрелянным, сожженным мирным жителям. Этот обелиск местные отремонтировали, обновили. Среди тех, кто внес свою лепту в благое дело, – Ржевуцкие из Могилева, родственники погибшей здесь семьи. 22-летний Ян Ржевуцкий уточняет:
– Станислав Иванович – двоюродный брат моего дедушки Виктора, который тоже родом из этого села. В ту пору, когда тут лютовали фашисты, ему было восемь лет, но о тех страшных событиях он рассказывал моим маме, отцу, как его братья заходили в сарай, как он заполыхал…
Юрий и Татьяна Ржевуцкие знают историю родного края, вместе с сыновьями Яном и 16-летним Артемом составили родословную, чтобы дети помнили свои корни.
В руках 10-классницы Дашковской школы Даши Хацкевич, которая вместе с одноклассниками и наставниками приехала на открытие обновленного памятника, – красные гвоздики:
– Мы здесь, чтобы отдать дань памяти тем, кто погиб, кому было, как нам сейчас и даже меньше, кто так и не успел вырасти. Нам в школе много рассказывают о войне, мы с наставниками ухаживаем за братскими могилами.
Идея обновить памятник в Тумановке принадлежит старосте села, пенсионеру МВД Вадиму Ковалеву:
– За обелиском местные всегда ухаживали. Пойдешь, бывало, по грибы, видишь – у подножия лежат живые цветы, яблоки, конфеты. Я сам не местный, из Могилева. Но лет 20 назад купил тут дачу, узнал о трагической судьбе села. Рассказал своим детям, которые знают, что их бабушку в годы войны едва не постигла та же участь, но, к счастью, они с односельчанами успели уйти из деревни, когда в нее нагрянули каратели. Мы должны об этом помнить. Решили: старый памятник пора отреставрировать. И увековечить на нем всех погибших поименно. С Александром Серовым, у которого тут тоже дача, обошли все дворы, и местные откликнулись. Гранитную плиту заказали в Могилеве. Предприниматель Ольга Матюшевская, к которой мы обратились, часть затрат взяла на себя, остальные собрали жители Тумановки. В деревне живых хат – около 20, но с весны по осень она вырастает – наезжают дачники. Они тоже скинулись на увековечение памяти погибших. Вместе и территорию вокруг в порядок привели: вырубили кустарник, уложили новую тротуарную плитку, установили плиту с именами.
Всего в годы войны в Могилевском районе было сожжено семь деревень, в области – 1686.
СКАЗАНО
Александр Алексо, заместитель председателя Могилевского райисполкома:
– Наш святой долг – мемориализировать все места массовой гибели людей, которые до сих пор были не увековечены, не учтены. Чтобы память жила, чтобы наши потомки понимали, какой ценой досталась победа, в Беларуси делается все. И спасибо инициативным жителям Тумановки, которые за свой счет обновили обелиск. Мы живем в мирной, процветающей стране, можем спокойно работать, растить детей, и все хотим одного: чтобы ужас под названием война никогда больше не повторился.