Где-то теряем, а что-то находим
— Максим Васильевич, могу предположить, что череда западных санкций и события в Украине имели и для вашего производства негативный эффект…— Без потерь, конечно, не обошлось. Ключевыми партнерами «Камволя» в последние годы были Россия, Украина, Азербайджан и Армения. Украина давала предприятию около 20 процентов выручки. В денежном выражении это около 3 миллионов долларов. После начала спецоперации этот рынок был полностью утрачен. Что касается европейских партнеров, то мы стали поставлять на Запад продукцию относительно недавно и в небольших объемах (до 5 процентов от общего объема производства). И до разрыва контрактов дело не дошло. Правда, возникли проблемы с логистикой и трассировкой денежных средств, которые, впрочем, сегодня уже успешно решаются.
В сложившейся ситуации рост складских запасов был неизбежен, но оставался в пределах нормативных значений. Запас готовых тканей сегодня составляет около 420 процентов к среднемесячному объему производства. Продукция специфических цветов, строго под требования заказчика, поэтому махом реализовать ее кому-то другому достаточно сложно. И все же находим такие возможности.
Максим Малащицкий.
Уже в конце января — начале февраля мы стали переводить отдельные позиции нашего ассортимента продукции на российскую сырьевую базу. Привозим шерсть из Калмыкии и Ставрополья. Заменили поставщиков химикатов, красителей и других вспомогательных элементов. К слову, ряд необходимых химикатов (например, аналог грязеотталкивающей пропитки) нашли в Беларуси. А в марте наша коммерческая служба здорово потрудилась в поисках альтернативных рынков. Безусловно, курс взят на восток, прежде всего на Россию, где, как оказалось, рады с нами сотрудничать. Выходим также на Узбекистан и Таджикистан. В планах — Кыргызстан и Казахстан.
Хотя, по большому счету, подготовка к смене рыночных ориентиров велась давно. Как гласит народная мудрость, нельзя класть яйца в одну корзину. Любая зависимость от какого бы то ни было одного иностранного поставщика влечет за собой дополнительные риски. Тем более, я убежден, что мы, белорусы, делая качественную, востребованную продукцию, тоже вправе выбирать партнеров.
— Но в России есть и свои прядильные и текстильные производства, и раскрученные бренды. Выдержите ли конкуренцию?
— Камвольные производства есть в Брянске и Свердловске. Но для такой огромной страны, как Россия, их мощностей недостаточно. Не скрою, что мы по некоторым тендерам в ценовом вопросе проигрываем (за счет того, что в России по отдельным видам ассортимента производство дотационное и стоимость продукции, соответственно, выходит ниже). Но по остальным позициям мы на уровне.
— А преимущества?
— Есть. Сейчас на мировом рынке возникла высокая потребность в пряже. А мы производим ее высокого качества. Плюс следуем мировому тренду — предлагаем рынку не только полуфабрикат (пряжу и ткань), но и готовую продукцию — одежду. Развиваем свою товаропроводящую сеть и задействуем ресурсы собственного дизайн-центра. У нас два собственных бренда: мужской одежды — LEMONGRASS и женской — KAMVOL Collection. С российского рынка после разрыва отношений с Западом ушли многие их производители — и мы готовы их заместить.
Например, одним из наших новых партнеров стала молодая компания «Текстиль Авеню». Она представляет собой магазин-склад, где собраны высококачественные полотна, включая твид, элитный шелк, лен, шерстяные пальтовые и костюмные ткани и другие. Российско-белорусская кооперация предполагает создание замкнутой производственной цепочки — от производства ткани до готовых изделий с последующей их реализацией. Россияне дают нам высококачественную шерсть, а мы выпускаем пряжу, ткани. В перспективе по проектам российских дизайнеров мы будем производить капсульные коллекции одежды для мужчин и женщин.
Сейчас на предприятии действует полноценная цепочка камвольного производства.
Первый этап взаимодействия уже состоялся. Наши специалисты произвели стопроцентную шерсть, аналогов которой нет ни на белорусском, ни на российском рынке. Мы даже провели сравнительный анализ ее с одним очень известным мировым брендом — и в итоге отличий по качеству не нашли.
Раньше компания «Текстиль Авеню» работала только с тканями из Италии, но после известных событий заинтересовалась нашей продукцией. Отрадно, что после того, как россияне познакомились с ней, были приятно удивлены и технологическими возможностями нашего предприятия, и квалификацией наших прядильщиков.
Модернизация и инновации
— Государство выделило «Камволю» 13 миллионов рублей из инновационного централизованного фонда. На что направлены деньги?— Сейчас у нас действует полноценная цепочка камвольного производства. А вскоре появится вторая, суконная, которая будет специализироваться на производстве тканей верха. Они предназначены для пошива пальто, пиджаков, шапок. Также планируется выпуск технического и приборного сукна.
Деньги используются на финансирование строительно-монтажных, пусконаладочных и инженерных услуг, закупку инженерного оборудования, организацию производства, выпуск инновационной продукции. На сегодня степень готовности суконной цепочки производства — на уровне 75 процентов. Фактически все оборудование поставлено, на днях ожидаем последнюю единицу. Идут монтаж оборудования и пусконаладочные работы.
Кстати, оборудование европейских производителей — итальянское, немецкое, турецкое. Гарантийные обязательства подписаны, несмотря ни на что.
К августу введем производство в строй, а первую продукцию планируем выпустить к концу года. Пока все идет по намеченному графику. Планы, куда и кому реализовывать продукцию, тоже практически уже расписаны.
— А кто заказчики?
— В основном силовые структуры. Ткани верха — продукция очень востребованная, а конкурент на российском рынке у нас только один — ОАО «Пушкинский текстиль». Хотя, по большому счету, ассортимент выпускаемой продукции у нас неидентичен. Например, драп шинельный для роты почетного караула производим только мы.
Ожидаемые мощности нашей суконной фабрики — до миллиона погонных метров ткани в год. К концу 2022-го намечено получить около 200 тысяч погонных метров ткани.
Поскольку мы движемся к производству готового продукта, в этом году ряд проектов связан с изготовлением форменной одежды. Это довольно кропотливая работа, потому что универсальных тканей нет: у каждого заказчика свои требования. Ранее мы просто поставляли ткань, теперь — уже отшитое обмундирование. Линейка очень широкая — от корпоративной одежды до формы различных силовых структур. Сейчас, например, плотно работаем с одним из белорусских банков. К его юбилею создаем коллекцию тканей и одежды для сотрудников, чтобы сделать их более узнаваемыми и красивыми. Есть такие же заказчики и за рубежом. Правда, назвать их не могу по причине коммерческой тайны.
— Какие производственные экономические задачи поставлены на этот год и корректировались ли они?
— Была поставлена задача по рентабельности — не менее 4–5 процентов. На сегодня мы идем на уровне 8–9 процентов. Выручка на одного работающего за первый квартал выросла на 16 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Да и в целом в первом квартале текущего года все показатели, являющиеся условиями для оказания господдержки, были выполнены (и даже с плюсом).
— С каким настроением работаете? Чувствуете больше уверенности или настороженности?
— Я в легкой промышленности не новичок. Работал на различных должностях текстильных предприятий, таких как «Ковры Бреста» и «Сукно», и в итоге назначен гендиректором «Камволя». По своему опыту знаю, что в бизнесе настороженность — перманентная категория. Тем не менее уверенности все-таки больше. По той простой причине, что у нас есть видение, куда мы движемся. Расчеты по контрактам ведем во всех валютах, была только просадка по выручке из-за курсовых колебаний. С российским рублем такой проблемы нет. В целом предприятие функционирует в штатном режиме.
kozlovskaya@sb.by