Цифровизация является ключевым трендом торговли, но с сохранением и традиционных ниш

От прилавка до диджитализации

Вроде бы еще недавно, в прошлом десятилетии, ядро торговли переместилось с рынков и из палаток в торговые и развлекательные центры. Стремительно развились форматы супер- и гипермаркетов, сетевые структуры. Трансформация из хаотичного базара в организованные формы оказалась процессом достаточно долгим, не самым безболезненным, он сопровождался определенными нюансами социального характера. И вот ретейл стоит на пороге очередного перехода — от прилавка в цифру. Доля электронной торговли в розничном товарообороте уже достигла 8 процентов. За два года обороты электронной коммерции выросли в два раза. Несомненно, это является определенным вызовом для отрасли. Как с точки зрения коммерческой, так и ее социального значения — обеспечения всех без исключения граждан доступными и качественными товарами. По какой парадигме будет развиваться розничная торговля? Какая стратегия ее трансформации наиболее приемлема для Беларуси? Как сделать переход в цифру наименее болезненным со всех точек зрения? Нужны ли Беларуси национальные торговые платформы, конкурирующие с транснациональными маркетплейсами? Об этом поговорили с первым заместителем министра антимонопольного регулирования и торговли Иваном Вежновцом.

По велению потребителей

— Торговля, как и любая сфера деятельности, перманентно развивается, проходит определенные этапы. У каждого из них есть и свои преимущества, и недостатки как для потребителей, так и для участников рынка. На заре частной торговли она концентрировалась на рынках. Потом стали появляться магазины самообслуживания, несколько позже началось развитие сетевых форматов, с более высокими стандартами обслуживания, с определенной ценовой политикой. Тогда возникла широкая дискуссия, которая продолжается до сих пор, что сети забирают долю у малого и среднего бизнеса. Но такова диалектика развития. В конце концов, не было административного запрета на работу рынков или других малых форм торговли. Но потребитель выбрал организованную форму. А потом спрос переместился в сети. Логичный этап трансформации отрасли. Кстати, рынки и независимые магазины не исчезли. Они заняли свою нишу и в ней востребованы. 

Иван Вежновец.

Сейчас происходит цифровая трансформация практически всех сфер жизни. Диджитализация пришла и в торговую отрасль. Моя субъективная оценка: трансформация будет достаточно динамичной. И если переход от рынков к сетям и супермаркетам занял несколько более десяти лет, то цифровизация займет 5—7 лет. Ключевой момент: потребитель уходит в онлайн, обороты интернет-магазинов и маркетплейсов увеличиваются в 1,5—2 раза в год. Бизнес следует за спросом и развивает цифровые направления. Диджитализацией в той или иной степени занимаются все сетевые игроки. Не сочтите за рекламу, приведу инновационные подходы «Беларуснефти». Они не являются традиционным ретейлом, но у них есть стратегия работы на розничном рынке, понимание долгосрочных целей, четкие расчеты. Сеть станций зарядки электромобилей они стали развивать еще пять лет назад, уже тогда понимая, по какому треку движется отрасль автомобилестроения. И сегодня эта ниша становится все более значимой для их розничного бизнеса. Недавно они запустили мобильное приложение, которое дает возможность заказать товар и забрать его на удобной для потребителя АЗС. Развивает «Беларуснефть» свои торговые точки, и уже несколько лет прибыль от реализации сопутствующих товаров превышает прибыль от торговли топливом. Не так давно запустили полностью автоматизированные торговые точки, в которых отсутствуют продавцы. Они прощупывают рынок, ищут свои ниши и сегменты. 

Задача Министерства антимонопольного регулирования и торговли как регулятора — обеспечить эволюционное развитие рынка, бесшовный переход на новый этап развития. Возможно, потребуются какие-то мероприятия в определенные моменты. Но это возможно в долгосрочной перспективе, в горизонте 5—10 лет. В отрасль уже пришло понимание, что игнорирование цифровизации в недалеком будущем может грозить субъектам потерей своего потребителя, вплоть до ухода с рынка. Поэтому многие участники рынка запускают процессы перехода в цифровую форму. Уверен, что торговля полностью не уйдет в онлайн. Всегда найдутся потребители, которые будут предпочитать приобретать те или иные товары в традиционных торговых точках. Несомненно, ниша и для таких магазинов останется. Цифровизация расширит формы торговли. 

Министерство антимонопольного регулирования и торговли приступило к разработке долгосрочной отраслевой стратегии. В этом документе МАРТ отразит те тенденции, которые происходят на рынке. Будут отражены цели, к которым отрасль должна прийти в среднесрочном периоде исходя из текущей ситуации и наличия ресурсов, чтобы стратегия была реалистичной. Однозначно один из ключевых акцентов будет сделан на цифровизации, развитии новых форм торговли. Но с учетом социальных стандартов, принятых в нашей стране. Электронная торговля демонстрирует стремительную динамику, но в основном за счет мегаполисов и достаточно крупных населенных пунктов. В райцентрах, больших поселках городского типа (особенно если они находятся в пригородной зоне агломераций) уже есть пункты выдачи ведущих маркетплейсов. Однако сельская местность, особенно в регионах, достаточно удаленных от крупных индустриальных центров, охвачена электронной коммерцией пока слабо. Поэтому в стратегии будет уделено внимание всем формам ретейла. В том числе и в сельской местности. Сейчас там превалируют два классических формата: стационарный магазин и автолавка. Необходимы новые подходы, инновационные решения, которые бы снизили затраты и обеспечивали высокое качество обслуживания. Возможно, для этого необходима межотраслевая кооперация. Не исключена целесообразность формирования мультимодальных центров обслуживания сельских жителей: чтобы в одной точке можно было получить и почтовую услугу, и банковскую, и забрать заказанные в удаленном доступе товары. Возможны различные вариации. Их будем обсуждать с бизнесом в рамках подготовки стратегии. 

Цифровые риски 

— Несомненно, в цифровизации кроме плюсов присутствуют и свои риски. В частности, что один крупный игрок в том же сегменте маркетплейсов займет доминирующее или даже монопольное положение. И тогда велика вероятность некоторых негативных эффектов. Пока реальной опасности не просматривается. Но ее необходимо предвидеть и вовремя реагировать, еще до стадии реализации риска. В свое время государство оперативно отреагировало на усиление экономической мощи торговых сетей, и была введена ограничительная норма в 20 процентов доли на потребительском рынке. Нам удалось сохранить конкуренцию и избежать ошибок западных стран, в отдельных из которых одна крупная сеть занимает и 40, и 60 процентов потребительского рынка. И сократить их влияние очень сложно в силу социальных последствий: снижение их активности создаст вакуум в розничной торговле на какое-то время. А на это отрицательно отреагируют потребители. 
Необходимо создать условия, чтобы в сферу цифровой коммерции приходило как можно больше компаний. И белорусских, и иностранных. И все имели возможность развиваться.

Конкуренция, в том числе и с зарубежными игроками, не позволяет вариться в собственном соку, это стимул сохранять инновационное мышление, развиваться в мировом технологическом тренде. На наш рынок всерьез вышли несколько трансграничных цифровых торговых площадок. И это сигнал активизироваться белорусским игрокам. В диджитал есть правило: кто первый завоевал симпатии покупателя, тот будет в лидерах. Это мы увидели по рынку такси. Когда у пользователя в телефоне установлено мобильное приложение той или иной компании, то срабатывает эффект привычки и инерции. И очень сложно привлечь внимание потребителя. Должны быть веские причины, чтобы он скачал второе конкурирующее приложение, а тем более третье или четвертое. Будем реалистами: у иностранных компаний зачастую большие финансовые возможности по сравнению с белорусскими для активного выхода на наш рынок. Но это не является поводом не пускать иностранных инвесторов в страну. Другой вопрос, что необходимо перманентно мониторить ситуацию и не позволять злоупотреблять своей экономической силой. 

Несомненно, с крупными технологическими компаниями достаточно непросто вести переговоры. Всегда есть вероятность столкнуться с шантажом ухода с нашего рынка и лишения граждан привычной услуги. Но каким бы относительно небольшим по емкости ни был белорусский рынок, он все равно представляет интерес даже для крупных транснациональных и региональных корпораций. Проявляя настойчивость, всегда можно найти компромисс и обеспечить безусловное соблюдение всеми игроками на белорусском рынке национального законодательства. И у нас есть ряд успешных кейсов. В частности, Google изменил для нашего рынка условия предустановки программ на смартфоны и гаджеты. Тем не менее стоит признать: появление одного крупного игрока в цифровой торговле сделает регуляторику несколько более затруднительной. 

Национальные платформы

— Один из ключевых активов в информационном пространстве — персональные профили потребителей: какие товары предпочитают, в какой ценовой категории, в какое время наиболее часто совершаются покупки и масса других данных, которые современные коммуникационные возможности и вычислительные мощности позволяют персонифицировать, делая уникальные адресные предложения. Более того, персонифицированные клиентские базы позволяют через инструменты рекламы, маркетинга, пиара и в целом воздействия через информационную среду (в том числе через социальные сети) влиять на потребительское поведение. Клиентские базы — ценный ресурс, который во многом определяет конкурентоспособность и финансово-экономические результаты цифровых торговых компаний. Несомненно, формирование персонифицированных профилей потребителей требует значительных инвестиций, которые доступны только очень крупным компаниям. Сейчас тренд на формирование электронных экосред, когда под одной корпоративной крышей объединяются интересы финансового, страхового, коммуникационного секторов, ретейла и множества других компаний, работающих по продвижению своих услуг на потребительском рынке. 

С одной стороны, экосреда повышает качество обслуживания, позволяет оперативно формировать для потребителей комплексные предложения. Например, если гражданин хочет приобрести автомобиль, то он сразу может получить и кредитное предложение, страхование, точку обслуживания, сопутствующие товары. И все на одном ресурсе, с минимальными транзакционными издержками. С другой стороны, есть опасность формирования структурных дисбалансов, когда при увеличении экономической силы экосред центр прибыли концентрируется в цифровых компаниях за счет других отраслей экономики. Снижение рентабельности и маржинальности индустриальных компаний и сферы офлайн-услуг делает эти направления бизнеса менее привлекательными для инвесторов, что может привести к дефициту выпуска и даже к нарушению макроэкономического баланса. С этими вызовами уже столкнулись некоторые страны, ориентированные на сервисную экономику. 

Стратегически необходимо объективно оценивать эти риски. Особенно учитывая, что лидерами по сбору и анализу информации о пользователях являются технологические мегакомпании — владельцы социальных сетей, мессенджеров, видеохостингов и других глобальных электронных сервисов, без которых в современной жизни все сложнее (а иногда и невозможно) обойтись. Не исключено, что назрела необходимость формирования национальной электронной среды, в которой могли бы на равных условиях работать все компании, независимо от размера, и конкурировать. Такая идея имеет право на жизнь, и ее, несомненно, логично обсуждать в рамках долгосрочных стратегий. У нас есть прекрасный кейс в финансовой сфере — система единого расчетного и информационного пространства (ЕРИП). Она была создана на бюджетные средства. И ЕРИП позволила сделать бесплатными платежи для физических лиц. Очевидно, что транзакцию оплачивает поставщик услуг. Но для граждан платежи бесплатные. Хотя во многих странах перевод через банк является возмездным, плательщик уплачивает финансовой организации ту или иную комиссию. В Беларуси пошли другим путем: в свое время государство взяло на себя инициативу, создало ЕРИП, и банки к ней присоединились. На мой взгляд, эта практика очень позитивная. Возможно, по аналогичному пути стоит пойти и в диджитализации торговли и сферы услуг. 

Но должен заметить, что электронная торговля — не только программное обеспечение, базы профилей, но еще и логистика. Доставка товара — серьезная составляющая этого бизнеса. Не думаю, что государству стоит брать на себя логистическую функцию. Она должна быть полностью коммерческая. 


Глубоко убежден, что инициатива в значительной степени должна идти от бизнеса. Если есть инициативы внедрять какие-то инновации, МАРТ как регулятор готов их обсуждать. При необходимости — рассматривать обоснованные и необходимые для развития изменения в нормативно-правовой базе.
Отраслевая стратегия, которую мы разрабатываем, должна обозначить основные векторы развития, расставить приоритеты. Анализ конъюнктуры, формирование прогнозов, новых бизнес-моделей, выбор проектов для инвестирования — задача коммерческих организаций.
Окончательная картина отрасли определяется в свободной конкуренции. Рыночный механизм не избавляет от ошибок, но позволяет их не тиражировать. Сегодня насыщенность Беларуси торговыми площадями достаточно высокая. В какой-то степени даже избыточная. Но все торговые центры продолжают работать, в меньших объемах, но строятся новые. Значит, у них есть покупатели и их количество позволяет инвесторам окупать вложенные средства. Если у кого-то возникнут проблемы, это будет сигнал для рынка, что необходимо пересматривать свои планы и позиции. Если заниматься жестким планированием, то, построив коммерчески нерентабельный первый объект, будем строить второй, третий, четвертый… Ведь надо же выполнять план. Директивное и безусловное планирование — не самая эффективная модель. Поэтому отраслевая стратегия будет рисовать общий контур будущего торговой отрасли, а ее наполнение проектами уже будут осуществлять коммерческие организации. 



volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter