— Цифровизация — это превращение любого бизнес-процесса, операции, услуги в формат, когда человек может воспользоваться этой услугой в любое время и в любом месте без каких-либо барьеров, — объясняет заместитель генерального директора компании «Системные технологии» Сергей Кравченко. — Чаще всего этот термин связывают с ликвидацией бумажного документооборота. Не всегда цифровизация упрощает жизнь рядовому пользователю в техническом смысле: для доступа к услуге могут понадобиться регистрация, электронные ключи, приложение. Однако цифровизация дает возможность пользоваться вам чем-либо буквально на лету.
К слову, в копилке достижений компании — электронный билет для общественного транспорта, разработка с весны этого года внедрена в Бресте. Это яркий пример цифровизации оплаты проезда: сегодня пассажиры всех автобусов и троллейбусов Бреста могут буквально в несколько кликов на смартфоне приобрести и погасить билет на проезд. По словам Сергея Кравченко, уже более 100 тысяч поездок в городе оплачено при помощи разработки компании.
Рекордсменом по количеству проектов для внутренннего рынка в Парке высоких технологий называют компанию IBA Group. В числе ее заказчиков — 10 министерств, Национальный банк, республиканские и областные органы МВД, прокуратура, Высший Хозяйственный Суд, Минская центральная таможня, Управление делами Президента, Белтелерадиокомпания. А вот уже внедренные разработки компании, которые позволяют нашим гражданам в реальной жизни ощутить, что же такое цифровизация.
Автоматизированная система оплаты и контроля проезда (АСОКП)
АСОКП работает в пассажирском транспорте Минска. Благодаря ей у пассажиров появились бесконтактные многоразовые проездные, которые можно пополнить самостоятельно в терминалах или у кассиров.
АИС «Расчет налогов»
Разработка для Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. Система собирает в одной точке информацию обо всех собираемых налогах и сборах. Она также позволяет автоматизировать обмен информацией сразу в нескольких направлениях: «налогоплательщик — налоговые органы» и «налоговые органы — организации и органы государственной власти». Система помогла упростить процесс подготовки налоговых отчетов, снизить влияние человеческого фактора на них, а также повысить уровень сохранности конфиденциальных данных.
Система межведомственного документооборота
Система межведомственного электронного документооборота разрабатывалась для того, чтобы ускорить обмен информацией между госорганами и ведомствами Беларуси, повысить эффективность использования разрозненных информационных ресурсов, создавать и вести архивы документов и прочее.
В Ассоциации «Робототехника и искусственный интеллект» убеждены: цифровая трансформация промышленности — это «окно возможностей» для существенного повышения конкурентоспособности белорусских производителей на мировых рынках. Еще весной Глава государства в Послании белорусскому народу и Национальному собранию ставил задачу: не МАЗу, БЕЛАЗу и МТЗ идти «впристежку» с айтишниками, которые являются у нас в стране «впередсмотрящими» в сфере многих цифровых технологий, а наоборот.
— Мы трактуем такую формулировку задачи как призыв перейти на новый уровень от создания виртуальных миров со сложной, в том числе и боевой техникой, от создания мессенджеров и приложений по определению циклов здоровья и вызова такси к созданию совместно с лидерами промышленного сектора Беларуси реальных фабрик будущего, где сложнейшие инженерные, технические и технологические задачи по оптимизации производственных процессов, разработке новых продуктов и бизнес-моделей решаются с применением информационно-коммуникационных технологий, — поясняет директор ассоциации Андрей Шеко.
Эксперт предполагает: именно сейчас как нельзя актуальна задача — IT-специалистам засучив рукава спуститься в цехи предприятий и совместно с промышленниками внедрять лучший мировой опыт цифровой трансформации производственного сектора и создания в стране смарт-индустрии. Недаром в профессиональной среде закрепилась поговорка: лучшие айтишники программируют «железо».
В РЕЙТИНГЕ ГОТОВНОСТИ К ЭЛЕКТРОННОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ, КОТОРЫЙ СОСТАВЛЯЕТ ООН, БЕЛАРУСЬ В ПРОШЛОМ ГОДУ ЗАНЯЛА 38-Е МЕСТО ИЗ 193Услуги в облаках
По информации всезнающей Википедии, электронное правительство — это пакет технологий и набор сопутствующих организационных мер, нормативно-правового обеспечения для организации цифрового взаимодействия между органами государственной власти различных ветвей власти, гражданами, организациями и другими субъектами экономики. Согласитесь, формулировка звучит довольно сложно. Если упростить, то речь идет об электронном документообороте, электронных услугах, которые простые люди и бизнес могут получить дистанционно, обойдясь без лишней бюрократии и горы бумаг.
У нас в стране само понятие «электронное правительство» пока не закреплено на нормативном уровне. Не исключено, что в скором времени вопрос решит Министерство связи и информатизации, на которое возложена функция регулятора цифровой сферы. Тем не менее это не мешает госорганам перенимать лучшие мировые практики и работать над созданием собственной системы электронного правительства.
К слову, интересный факт: в рейтинге по готовности к электронному правительству, который раз в два года составляет ООН, наша страна в прошлом году заняла 38-е место из 193. Для сравнения: в 2012-м Беларусь находилась на 61-й строчке. В соответствии с индексом развития электронного правительства (ИРЭП) за 2018 год Дания, за которой следуют Австралия и Южная Корея, занимает лидирующую позицию в мире по предоставлению государственных услуг и информации через интернет. В топ-10 также вошли Великобритания, Швеция, Финляндия, Сингапур, Новая Зеландия, Франция и Япония.
Отдельно упомянем экономический эффект цифрового правительства. Подсчитать, какие дивиденды оно принесет, с точностью до рубля или доллара нельзя. Но определенные цифры все же есть. Например, оцифровка госуслуг в Эстонии позволяет стране экономить до 2 процентов ВВП (ВВП Эстонии в 2018-м составил 26,89 млрд долларов. — Прим. ред.), говорится на сайте правительства. В Великобритании тоже есть определенные расчеты: например, внедрение роботехники и искусственного интеллекта в экономику к 2035 году может принести бюджету страны дополнительные 654 млрд фунтов.
Одним из традиционных мировых лидеров по уровню развития электронного правительства является Южная Корея. Менее чем за 40 лет она совершила беспрецедентный скачок от одной из наименее развитых аграрных стран до лидеров автомобильной промышленности, а также до производителя бытовой техники и электроники с мировым именем. Ежегодный эффект от реализации реформ е-правительства в Корее, по разным оценкам, варьируется от 10 до 15 млрд долларов, при этом годовой бюджет электронного правительства держится на среднем уровне в 300 млн долларов. Таким образом, цифровизация приносит стране суммы, которые в десятки раз превышают ее издержки.
Неудивительно, что именно корейский опыт начала перенимать и Беларусь. Программа обмена знаниями с Республикой Корея проводится с 2004 года.
Полина КОНОГА.
konoga@sb.by
В 2022 году доля административных процедур и государственных услуг, оказываемых в электронном виде, должна составить не менее 75 процентов.Будем на связи
Формирование системы электронного правительства началось в нашей стране в начале прошлого десятилетия. IT-решения внедрялись постепенно, и сегодня большинство жильцов уже привыкли, например, оплачивать коммунальные платежи через ЕРИП, а бизнесмены — декларировать доходы в электронном виде. Общение граждан с госорганами посредством электронной переписки — тоже примета электронного правительства.
Принятые в последние годы государственные стратегии и программы направлены на то, чтобы электронное взаимодействие граждан и государственных органов стало еще более тесным. С этой целью в нашей стране, в частности, созданы и развиваются общегосударственная автоматизированная информационная система (ОАИС), которая служит ядром электронного правительства, позволяя обмениваться данными из разных систем для оказания на их основе электронных услуг, а также система межведомственного электронного документооборота государственных органов Беларуси (СМДО), которая полностью исключает бумажное взаимодействие.
Механизм выполнения административных процедур в электронном виде и оказания электронных услуг реализован благодаря созданию Единого портала электронных услуг. Его адрес в интернете — portal.gov.by. В настоящее время посредством портала оказывается 105 электронных услуг и 30 административных процедур. В месяц более 500.000 услуг. Кстати, всего до 2024 года подлежат автоматизации 346 административных процедур, из них 149 для граждан.
Даже те, кто не дружит с компьютером, так или иначе взаимодействуют с электронным правительством. Конкретный пример — человек обращается с заявлением в службу «Одно окно». Ему и оператору службы приходит на помощь специализированный программный комплекс, а административная процедура оказывается в электронной форме. Все очень быстро и удобно. Еще один пример — визиты граждан в почтовые отделения: РУП «Белпочта» также предоставляет услугу доступа к государственным информационным ресурсам через взаимодействие с ОАИС. То же самое относится и к РУП «Белтелеком».
— Чтобы деятельность электронного правительства была максимально эффективной, в настоящее время продолжаются работы по совершенствованию общегосударственной автоматизированной информационной системы, системы электронной цифровой подписи, создается система межведомственного взаимодействия, — отмечает заместитель министра связи и информатизации Анна Рябова.
Это позволит достигнуть амбициозной цели — перевести государственные информационные системы на работу в единой взаимосвязанной инфраструктуре. В результате доля административных процедур и государственных услуг, оказываемых в Беларуси в электронном виде, будет доведена, по прогнозам, до уровня не менее 75% к 2022 году. Фантастика? Как бы не так! Когда-то и безналичный расчет в магазинах был в диковинку, а сегодня с пластиковой банковской карточкой у кассовых терминалов стоят стар и млад.
В перспективе любая операция, которую государство совершает по запросу гражданина или юридического лица, должна будет проходить бесконтактно. Более того, нужно стремиться к тому, чтобы государство, обладая большим количеством различных данных, самостоятельно сопоставляло их. В результате, например, гражданам будут напоминать о необходимости замены паспорта, а семьям с новорожденным на основании документов из различных учреждений автоматически начислят пособие.
Александр НЕСТЕРОВ.
nesterov@sb.by
Карта-ключ
Важный этап процесса цифровизации — введение электронного удостоверения личности. Пластиковая Id-карта с набором биометрических данных должна появиться со временем у каждого белоруса. Она станет полноправной заменой паспорта. Используя пластиковую карточку, можно будет совершать административные процедуры в электронном виде, а после подписания соглашений с другими странами — даже выезжать за пределы Беларуси. Однако пока они не подписаны, любой желающий сможет получить в дополнение к карте и паспорт — для выезда за границу. Для начала, рассказывает Павел Хрищенович, заместитель начальника Департамента по гражданству и миграции МВД, планируется заключить такие соглашения с Россией и Украиной.
В Id-карту будет помещен чип с записанной биометрической информацией. Переписать ее или стереть невозможно. Можно лишь прочитать, соединив с приемником либо отсканировав QR-код карты, а затем, введя персональный пароль, пользователь получит доступ к системе, находясь в которой сможет совершить определенные действия. «Совместно с Министерством связи и информатизации нами подготовлена «дорожная карта» по реализации этого проекта. Документ четко обозначил, кто и каким образом отвечает за определенные этапы работы по внедрению новой системы в жизнь», — одним из этапов, анонсирует Хрищенович, станет открытие первого в стране Центра персонализации данных. Именно сюда в режиме реального времени будет поступать информация со всех ОГиМ. К этому времени в каждом отделе по гражданству и миграции появятся роботизированные машины (их уже закупили у китайской компании), которые без участия сотрудников отдела смогут сфотографировать человека и зафиксировать его отпечаток пальца.
Несмотря на то что первоначально датой введения Id-карт назывался январь 2020 года, сейчас есть основания считать, что работа по их внедрению потребует чуть больше времени.
Светлана ИСАЕНОК.
isaenok@sb.by
Е-рецепт на любой случай
Система «Электронный рецепт» начала внедряться в Беларуси четыре года назад, и темпы впечатляют: ежегодно идет прирост примерно на миллион выписок лекарств в цифровом формате. Например, за 9 месяцев этого года пациенты уже получили более 7 млн 271 тысячи таких назначений, тогда как за весь 2018-й — чуть менее 6,5 млн. Всего же к системе подключено более 570 медучреждений.
Напомним, что представляет собой новый формат. При предъявлении паспорта пациент бесплатно получает в поликлинике по месту жительства индивидуальную светло-зеленую пластиковую карту со штрихкодом, который привязан к амбулаторной карте. Врач при выписке лекарства заносит информацию в специальную программу, и она в тот же момент дублируется на «пластик». В аптеке провизор его сканирует и видит назначение у себя на компьютере. Тут же фиксируется и факт покупки. Пока электронный рецепт приходится дублировать классическим бумажным вариантом, ведь еще не все коммерческие аптеки подключены к системе, а у пациента должен быть выбор, куда пойти. Однако доля лекарств, купленных именно при помощи цифры, растет: если в прошлом году было 22%, то в этом — уже 29%. Кстати, этот способ предусматривает скидку при приобретении отечественных препаратов.
По статистике РНПЦ медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения, в чьем ведении находится внедрение электронного рецепта, лидирует здесь Минск (2.850.509 рецептов за этот год!). Среди регионов на первом месте Гомельская область (1.371.965), где к системе АИС «Электронный рецепт» подключено 130 учреждений здравоохранения.
Юлия ВАСИЛИШИНА.
vasilishina@sb.by
Школы уходят в онлайн
К следующему году проект «Электронная школа» должен охватить более 80% средних учебных заведений. Пока же сервисы электронного дневника и журнала взяли в Минске на вооружение около 130 школ. Наталия Бушная, директор гимназии № 1 им. Ф.Скорины, которая одной из первых присоединилась к проекту, и вовсе считает, что бумажные дневники — это атавизм: «Польза от перехода на новые технологии очевидна для всех участников образовательного процесса».
Для ученика электронный дневник — это стимул подтянуться в учебе и дисциплине. Для родителей — возможность постоянно контролировать успеваемость. А для учителей — комментировать отметки, правильно направлять, давать дифференцированные задания. С помощью сервиса можно следить за расписанием уроков и тем, что задано на дом, информировать о мероприятиях класса. Много положительных отзывов и у карты учащегося. Сейчас это и пропуск в школу, и платежная карточка, и читательский билет в библиотеку, и справка для проезда в общественном транспорте. Функционал может расшириться.
В Главном информационно-аналитическом центре Минобразования рассказали: до конца следующего года должна быть заложена основа для автоматизированной системы под названием «Республиканская информационно-образовательная среда» (РИОС):
— Планируется модернизировать регистры учащихся и организаций системы образования, а также создать еще регистр работников системы образования. Все это будет составлять информационное ядро РИОС. Усовершенствуем и телекоммуникационную инфраструктуру учреждений образования. В 2020‑м унифицируем внешние и внутренние сети.
В школы в этом и следующем годах будет закуплено около 6.000 компьютеров, примерно 2.000 интерактивных сенсорных панелей, или мультибордов. Предполагается разработать единый информационно-образовательный ресурс для программно-методического обеспечения учебного процесса. И если сегодня сервисы «Электронный журнал» и «Электронный дневник» в стране внедряют две коммерческие образовательные платформы, то к началу следующего учебного года хотят разработать государственную платформу электронных сервисов для образования.
Надежда ДЕКОЛА.
dekola@sb.by