Источник: Знамя юности
Знамя юности

Белорусские дизайнеры сошьют одежду для детей с инвалидностью

Особый заказ

Подобрать наряд по фигуре – дело непростое даже для тех, чьи параметры не сильно отличаются от среднестатистических. То рукава у рубашки короткие, то джинсы длинные, то горло у джемпера слишком узкое. Что и говорить о ребятах с ивалидностью, которым при выборе одежды нужно учитывать сотни нюансов: чтобы было поменьше застежек, чтобы юбку не наматывало в колесо от коляски, а под брюками не «читался» памперс. 


Решить эту проблему взялся квартет белорусских дизайнеров: Анастасия Фалькович, Александра Козловская, Антонина Суринович и Лидия Баринова. За ближайший месяц они обновят гардеробы почти полсотни детей с непростыми диагнозами. Чтобы посмотреть, как создаются особые наряды, «Знаменка» отправилась с организаторами необычного проекта в Ивенецкий дом-интернат – снимать мерки.

Пролитый суп больше не проблема 

Мы с фотографом напросились в подмастерья к Анастасии Фалькович. Анастасия – дизайнер многоопытный: она постоянная участница всех белорусских фестивалей, включая Belarus Fashion Week, а наряды ее авторства есть у большинства звезд. Но вот шить для людей с инвалидностью ей пока не доводилось:

– Я уже посмотрела с десяток видеороликов по этой теме и взяла на карандаш много незаметных, на первый взгляд, деталей, которые способны здорово облегчить процесс одевания. Например, ребята с ДЦП часто не могут разогнуть и поднять руку, поэтому надеть футболку или джемпер для них – настоящая мука. Эту проблему легко решают молнии по всей длине рукава. Еще у детей с инвалидностью нередко нарушена моторика, поэтому пролитый на себя чай или суп – дело привычное. Чтобы не переодевать их целиком, можно предусмотреть съемные нагрудники.

Снять мерки – это только полдела. Основная работа у дизайнера Анастасии Фалькович еще впереди

В Ивенецком доме-интернате для детей-инвалидов с особенностями физического раз­вития живут и учатся около 60 ребят. Почти треть – домашние, которых забирают домой на каникулы и выходные. Остальные – сироты, отказники, дети, оставшиеся без попечения родителей. Дизайнер в первую очередь будет выбирать будущих моделей из их числа: 

– Хотим подарить им не только удобную одежду, но прежде всего – внимание. В начале марта мы с благотворительным фондом имени преподобной Евфросинии Полоцкой и волонтерским клубом «СЛОН» БГУКИ планируем организовать модный показ «Первая любовь». На сцену Национального академического театра имени М. Горького под песни белорусских звезд выйдут и выедут на колясках 50 ребят – в модных нарядах, с прическами, макияжем. Чтобы зрители увидели: они тоже могут быть стильными и красивыми. 

Укладка для юбки

За ближайший месяц дизайнеры объедут несколько школ-интернатов Минской области: Вилейскую, Чеховщинскую. Заедут и в Молодечненскую специальную общеобразовательную школу-интернат, где учатся ребята с нарушениями зрения. Анастасия Фалькович уже решила, что украсит их наряды надписями, вышитыми шрифтом Брайля. А вот какую коллекцию сделать для воспитанников Ивенецкого дома-интерната, дизайнер пока не придумала: 

– Для начала давайте спросим у самих ребят, какой одежды не хватает в их гардеробе.

В объединенном девятом и десятом классе идет урок математики: четыре ученика постигают секреты уравнений. 

– Как хорошо, что вы пришли, – радуется образовавшейся паузе 17-летняя Катя Захаваева: уравнения она не любит.

Чтобы костюмчик сидел, дизайнерам нужно учесть все – от объема талии до роста

Катя – местная знаменитость: вот уже семь лет вместе с одноклассником Вадимом Стрельским она танцует на коляске. Танго, фламенко, ча-ча-ча – наверное, нет танца, который бы до сих пор не покорился этой паре. А в прошлом году им даже выпала честь выступать на «Славянском базаре в Витебске». 

– Танцую обычно в платьях, – десятиклассница проводит экскурс по своему гардеробу. – Главное – правильно уложить юбку, чтобы она не запуталась в колесе. Но в подарок от дизайнеров хотела бы получить что-то повседневное, чтобы в этом наряде можно было ездить на занятия, на прогулку. Я люблю хиповый стиль – особенно бейсболки. 

Следующим снимают мерки у 17-летнего Миши Владыко. Парень – готовая модель: высокий рост, выразительные черты лица, стильная, чуть взъерошенная прическа.

– У меня аномалии кистей, – Миша без стеснения показывает свои ладони, – но в жизни это никак не мешает. Особых потребностей в одежде нет: любые замки и пуговицы застегиваю без проблем, еще и другим помогаю. А вот выйти под свет софитов буду рад. У меня и опыт есть: однажды выступал на сцене в оздоровительном лагере.

Возьмем всех. Илью тоже

Пока дизайнер орудует сантиметровой лентой, измеряя у ребят объем груди и талии, ее буквально засыпают «заказами»:

– Мне бы брюки и рубашку нарядную, – просит семиклассник Андрей.

– А мне спортивный костюм, – вторит ему одноклассница Вика.

– А я платье хочу, – мечтает вслух 14-летняя Кристина.              – Длинное, узкое, розовое, как у Барби. Эх, жаль, что я на этой неделе подстриглась «под мальчика», чтобы не заплетаться. Надеюсь, к показу волосы хоть немножко отрастут.

У Марины Минич особых заказов нет: похоже, ей просто приятно от того, что гости из­меряют ее лентой, интересуются возрастом, ростом и размером ноги. Девочка по мере сил помогает снимать мерки, по­путно рассказывая о друзьях и учебе. И, проникшись доверием, по­казывает нам свою сокро­вищ­ницу – розовый фотоальбом, в котором собраны вырезки и распечатки, посвященные группе «Золотое кольцо». Ни портрета мамы, ни фотографий родственников – со всех страничек смотрит лишь Надежда Кадышева...

Постепенно блокнот дизайнера заполняется фамилиями и цифрами. 20 моделей для показа отобрано. Последней снимаем мерки с 16-летней Кристины Исаковой. Девушка относится к этой затее со смесью любопытства и страха: однажды волонтеры уже пробовали вывести ее на сцену, но она сбежала, испугавшись яркого света. Но желание побыть принцессой и пройтись под музыку в красивом платье пересиливает – Кристина обещает, что на этот раз не подведет и не будет прятаться за кулисами.

– А Лена тоже будет? А Оля? – перечисляет она имена подружек. И искренне удивляется, узнав, что ее одноклассник Илья тоже выйдет не сцену:          – Как же он выйдет? Он же на коляске!

Несмотря на наши заверения, что Илья отлично справится, Кристина, похоже, так до конца и не поверила, что коляска давно перестала быть непреодолимой преградой. А стала просто особенностью, которую нужно учитывать, но под которую не стоит подстраивать всю жизнь, отказываясь от нового и интересного. 

krupenk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter