Ректор БГПУ имени М. Танка — о роли педагога, подводных камнях профессии и наращивании кадрового потенциала

Особая роль и миссия профессии

Ректор БГПУ имени М. Танка Александр Жук: «Педагог должен быть не только адукатором, но и проектировщиком, модератором и менеджером образовательного процесса»

О роли в современном обществе

— Профессия учителя по своей природе сложна и ответственна. Современный педагог не только выполняет обучающую и воспитывающую роль, но и работает с семьями учеников и воспитанников, вовлекая родителей в образовательный процесс, делая их союзниками и помощниками в воспитании и развитии личности ребенка. Современный учитель должен обладать IT-компетенциями, уметь создавать образовательный цифровой контент, использовать передовые педагогические технологии. В наше время «цифровому ребенку» особенно нужен значимый взрослый, педагог-профессионал, способный быть навигатором в информационном обществе.

О гуманном векторе

— Убежден, без любви к детям, уважения к человеческой личности, призвания к профессии нет хорошего учителя! Мы готовим будущих педагогов к проявлению в трудовой деятельности терпения, терпимости, эмпатийности, дружелюбия, гибкости, жизненной активности, стрессоустойчивости. А еще учитель должен обладать милосердием, чувством справедливости, оптимизмом, то есть быть гуманистом.

Наши студенты начинают знакомство с профессией уже на первом курсе во время волонтерской практики. Общаясь и бескорыстно занимаясь с теми детьми и взрослыми, кто нуждается в опеке, помогая другим, будущие педагоги приобретают бесценные человеческие качества.

О приемах и методах в воспитании патриотизма

— Гражданское и патриотическое воспитание всегда было приоритетом всей системы образования в нашей стране. Большим потенциалом обладает тематика Великой Отечественной войны. Для того чтобы воспитать патриотизм у подрастающего поколения, нужно максимально задействовать учащихся социально значимыми делами и проектами гражданско-патриотической направленности, стимулировать их инициативу и включать в коллективные формы сотрудничества.

О подводных камнях профессии

— Молодым педагогам необходимо обладать рядом новых, востребованных жизнью компетенций. Во всем мире, в том числе в странах СНГ, растет количество детей с психофизическими особенностями. Современному учителю надо уметь работать в условиях инклюзии, с разными категориями детей и их родителями: ребятами с особыми образовательными потребностями, в том числе с одаренными, детьми-сиротами и оставшимися без попечения родителей, оказавшимися в социально опасных условиях, детьми-инвалидами и имеющими особенности психофизического развития. Актуально и овладение технологиями педагогической поддержки, медиации, тьюторства.

О хитростях в мотивации детей на учебу

— Педагог должен быть не только адукатором, но и проектировщиком, модератором и менеджером образовательного процесса. Выбор технологий обучения — это уже сам по себе очень сложный технологический процесс, так называемая технология «в квадрате», когда нужно учитывать специфику предмета, особенности изучаемой темы, которая будет идти вслед за ней. Важны также уровень подготовленности учеников и их текущие интересы, степень сплоченности класса и микроклимат в коллективе. Нужно уметь показать ребятам практическую значимость изучаемого материала для дальнейшего обучения будущей профессии и жизнедеятельности.

О подготовке кадрового потенциала

— Еще лет восемь назад мы говорили о низком конкурсе, а порой и недоборе на педагогические специальности. Проблема привлечения лучших в ряды наших студентов представлялась задачей со множеством неизвестных. И это неудивительно. Престиж профессии учителя после перестройки был невысоким. В наше время можем говорить уже не о проблеме, а о конкретной решенной задаче. В 2014-м изменены правила приема в вузы: мы получили возможность зачислять без экзаменов на педагогические специальности победителей областных олимпиад, медалистов, обладателей дипломов ССУЗов с отличием. Нам оказана поддержка на самом высоком государственном уровне. Президентом поддержана наша инициатива по созданию профильных педагогических классов. Как результат — в 2015/16 учебном году первые 100 таких классов открылись по всей стране. А уже сегодня их количество увеличилось более чем в пять раз.

О повышении престижа

— На имидж профессии работают массовая культура, искусство, кинематограф, лидеры общественных мнений — популярные блогеры, исполнители… Увы, не всегда образ учителя показывается с положительной стороны. Считаю архиважным проводить системную работу по формированию позитивного образа современного педагога, повышению его имиджа через СМИ, интернет-ресурсы.

О настроении в преддверии праздника

— Для меня как ректора ведущего педагогического вуза страны этот праздник один из самых значимых. Он возвращает к осмыслению роли и миссии нашей профессии в жизни человека и общества. Признаюсь, встречаю его с оптимизмом и уверенностью в эффективности большой системной работы по поддержке учительства.

kuzmich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter