Основные подходы к проекту бюджета и фискальную нагрузку на следующий год обсудили в Совете Республики

Подходы к формированию бюджета на 2025 год, его доходную и расходную части, а также планируемые изменения в налоговое законодательство на следующий год на днях рассмотрели на расширенном заседании Постоянной комиссии по экономике, бюджету и финансам Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Рассказываем, что предлагают разработчики законопроектов.

Фото из архива «СБ»

Открывая заседание, председатель профильной комиссии Совета Республики Владислав Татаринович подчеркнул актуальность рассматриваемых тем и обратил внимание собравшихся на необходимость формирования на сбалансированной и увязанной между собой основе бюджета и кредитно-денежной политики с прогнозными показателями.

— И прогноз, и бюджет, и денежно-кредитная политика должны быть сформированы на сбалансированной основе, самое главное — должны быть увязаны между собой, — отметил председатель профильной комиссии.

В свою очередь, первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко, презентуя новации Налогового кодекса, обратил внимание на несколько блоков изменений. Первый — базовые меры налоговой политики — касается традиционных корректировок ставок, установленных в рублях, исходя из инфляции. Аналогичным образом будут осовременены льготы и вычеты по подоходному налогу, что отразится на темпах роста реальных доходов граждан.

Второй блок касается мер фискального характера: так, на постоянной основе предлагается закрепить ставку налога на прибыль для операторов сотовой связи и микрофинансовых организаций и право облсоветов депутатов вводить местный сбор за пересечение транспортными средствами госграницы.

Третий блок предполагает дополнительные меры налоговой консолидации, что влечет за собой некоторые ограничения в части применения инвестиционного вычета при исчислении налога на прибыль. Как отметили в профильной комиссии, со вступлением в силу Закона «Об инвестициях» предприятия получили дополнительный инструмент государственной финансовой поддержки в виде бюджетных трансфертов на компенсацию инвестиционных затрат, и соответствующие средства на эти цели будут заложены в проекте бюджета на 2025 год.

Также предлагается отмена льготы по подоходному налогу по доходам, полученным физлицами от продажи долей в уставном фонде белорусских организаций и их акций.

По словам замминистра, основная причина этой отмены в том, что заметного эффекта для инвестиций не отмечается, так как средства по факту не реинвестируются, а распределятся в пользу физлиц в повышенных размерах. К слову, новации не затрагивают интересы госорганизаций, поскольку они в обязательном порядке распределяют часть прибыли.

Кстати, еще одним новшеством в данном блоке станет увеличение ставки налога на доходы по дивидендам, получателями которых являются иностранные организации, с 15 до 25 процентов. Но, по словам Дмитрия Кийко, это коснется не всех, а только государств с недружественным отношением к нашей стране, а сама новация направлена на стимулирование сохранения прибыли в Беларуси.

Четвертый блок новаций касается мер социального и стимулирующего характера. Здесь речь идет, например, о трехлетнем продлении льгот по налогу на прибыль, земельному налогу и арендной плате за землю для организаций, использующих труд инвалидов.

Помимо того, разработчик предлагает снять ограничение в виде одной квартиры при применении имущественного налогового вычета для многодетных семей. Здесь стоит особо отметить, что эта новация — следствие анализа обращений граждан, поступающих в том числе в Совет Республики. Кстати, многочисленные обращения также послужили причиной появления и еще одного новшества, касающегося на этот раз распространения льготы по единому налогу с ИП, воспитывающих детей-инвалидов старше 18 лет с I или II группой инвалидности.

Выступавшая на совещании заместитель министра финансов Елена Печень детально рассказала участникам о планируемой структуре республиканского бюджета на следующий год, отметив, что его доходы и расчетные показатели по местным бюджетам сформированы с учетом планируемых мер налоговой политики, исходя из прогнозных параметров на будущий год. Основной прирост доходов консолидированного бюджета, как и прежде, обеспечат НДС, подоходный налог, налог на прибыль и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности.

Что касается расходной части, то, по словам заместителя министра, неизменно одно — ее социальная направленность. В числе приоритетов — повышение уровня оплаты труда в бюджетной сфере, направление финансов на строительство запланированных социальных объектов, на жилищное и инфраструктурное строительство, а также исполнение долговых обязательств.

Как отметила Елена Печень, для повышения зарплат бюджетникам имеются два основных инструмента: во-первых, это рост базовой ставки для всех категорий в среднегодовом исчислении на 8 процентов (что превышает прогнозируемый уровень инфляции в стране), а во-вторых, увеличение на 60 процентов объема средств, выделяемых на выплаты надбавок отдельным категориям работников, что предусмотрено в программе социально-экономического развития. Наибольший прирост по надбавкам, отметила спикер, будет направлен на увеличение зарплат учителей.

— Предпринимаемые меры обеспечат уровень их заработной платы не ниже средней по стране, — особо подчеркнула заместитель министра финансов, добавив, что не останутся в стороне и работники сфер социального обслуживания, культуры и спорта, решение о повышении заработков которых будет приниматься с учетом хода исполнения бюджета будущего года.

В целом суммарно на социальный блок расходов в 2025 году планируется направить более 40 процентов всего консолидированного бюджета, что еще раз подтверждает его социальную направленность.

В завершение стоит отметить, что проект закона о республиканском бюджете на 2025-й  был одобрен на днях на заседании Правительства.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter