Не слишком довольно Министерство спорта и туризма: по их мнению, в небе должна летать «Ольга Корбут», по рельсам грохотать «Екатерина Карстен», а в Могилев пусть ездит «Наталья Цилинская», чего там. У Министерства транспорта пока никто не спрашивал, но, думается, и они не останутся в стороне и свое мнение выскажут.
Но у культуры есть «туз в рукаве»: можно, как предлагается, «раскладывать в салонах буклеты на русском, белорусском и английском, чтобы туристы во время полета могли ознакомиться с культурой нашей страны». Спортсмены нервно курили бы в стороне, если б могли: читать про «очки, голы, секунды» туристы вряд ли станут. Что мешает Минкульту сделать буклеты и разложить их без нанесения соответствующих крупных надписей на бортах, понять не могу.
А почему молчат индивидуальные предприниматели? Ведь самолет в Стамбул или Пекин с собственным портретом и надписью на турецком-китайском «Это я везу ваши шмотки в Минск» на одном борту (прости, Мингорисполком!) и «Ждановiчы, месца 5» на другом – это, безусловно, перспективное вложение оборотных средств. Знаете, оно и хорошо, что в Беларуси нет олигархов: вот увидите, соседи не пройдут мимо такой идеи и скоро во все концы мира полетят «Виктор Вексельберг», «Олег Дерипаска» и «Михаил Фридман».
Кстати, о Мингорисполкоме. Идея проекта «Я Мiнск» настолько для нас смела и шикарна… Поясню для тех, кто еще не видел: на улицах столицы появились большие портреты людей с надписями «Это я объявляю остановки в транспорте! Диктор такой-то», «Это я автор скульптур возле цирка! Скульптор имярек» и еще три. Готовится следующая серия. Мне идея представляется такой красивой, что и Белавиа, и БелЖД сами могут ее просто «продублировать». Как вам надписи с портретами на самолетах: «Это я закачиваю топливо в самолет!», «Это я откачиваю все из самолета!» и «Мне – бросить авиацию?!»
Что касается железнодорожников, то у них практика присваивать имена локомотивам была, но только тем, что ходят внутри страны. А ведь можно предлагать целые спонсорские пакеты, на сезон! Тепловоз «Хозяин бара «Упоение» Иван Самохвалов» - и портреты барменов, официанток и бухгалтера на пассажирских вагонах, по ранжиру, от первого до пятнадцатого. Главное, для туристов даже не надо будет печатать и раскладывать буклеты – изумленные, они сами найдут это место в Минске!
Но вернемся к предложению, которое Минкульт сделал «Белавиа». Представляете, на самолете крупно написано «Танк»? Если я и так боюсь летать, я ж в него не сяду, пусть даже рядом и будет надпись «Максим»! И ведь, как специально укоризной неподалеку будет стоять лайнер «Трус», «Павлюк». Если я не знаю всех «пiсьменнiкау» Беларуси (это же делается для туристов, верно?), что я должен подумать, увидев самолет «Мавр» и рядом «Янка»? Когнитивный диссонанс может ведь и отложить знакомство со страной! На борту написано «К.Крапива»» - так на другом борту еще один заика н-нап-пишет «П.Панченко»?
Есть устоявшаяся, проверенная временем традиция: присваивать имена достойных людей (и не только «из культуры») улицам, площадям, даже городам – чему-то «небьющемуся». Улица Леонида Беды в Минске названа в честь генерал-лейтенанта, дважды Героя Советского Союза, командира авиадивизии в Лиде, затем командующего всей авиацией КБВО. Не самолет – улица! А то ведь мы помним новости соседей: «Затонул теплоход «Александр Меньшиков», частично», «Теплоход «Михаил Танич» столкнулся с баржей», «Затонул «Композитор Калинников», Красноярск». Оно нам надо?
Художник в порыве, особенно когда на него накатит «вал вдохновения», да еще в эфире главного телеканала страны, может себе позволить - предложить. Но чиновники в министерстве – они-то должны просчитывать последствия, это, в конце концов, их работа. Я за креатив. За остроту ума, за неуспокоенность, за интерес к новому и необычному. Но вот вам наглядная разница в идеях, их продуманности и воплощении: билборд «Это я открываю метро в 5:30 утра!» и самолет «Леонид Беда» над городом.
mukovoz@sb.by