Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Нас душат санкциями, вынуждая всех нас искать новые рынки сбыта и поставки комплектующих, выпуск которых мы еще не освоили. И мы их находим. Знаем, все трудности для нас временные. Это время возможностей.
Во время встречи со студентами инженерно-технических вузов Минска в формате «Открытый микрофон», 27 сентября 2024 года.
— Нас душат санкциями, вынуждая всех нас искать новые рынки сбыта и поставки комплектующих, выпуск которых мы еще не освоили. И мы их находим. Знаем, все трудности для нас временные. Это время возможностей.
Во время встречи со студентами инженерно-технических вузов Минска в формате «Открытый микрофон», 27 сентября 2024 года.
Крепость не сдается
В наше время санкции лишь стали более изощренными и более масштабными. Обрели глобальное распространение. И мало того, попытались обрести облик чуть ли не законный… Ведь само слово «санкция» происходит от латинского sanctio — «строжайшее постановление». Вот только чье?В совсем древние времена санкции были вовсе не нужны. Просто одно дикое племя, скажем в нынешней Новой Зеландии, вырезало соседнее племя. Потом, когда соседние племена научились строить крепости и даже фортификационные сооружения со рвами, башнями и подъемными мостами, — вот тогда-то и зафиксированы первые санкции. Да-да, они явились на свет в виде осады! Это когда наступающие отряды не могли взять крепость штурмом и приступали к длительной ее осаде. Цель которой все та же — взятие крепости для разграбления, но путем прерывания связей осажденных с внешним миром, удушения их голодом и принуждения к капитуляции. Как это происходило, наглядно показано в фильме Владимира Бортко «Тарас Бульба» на примере запорожцев, осаждающих польскую крепость.
Блокада и ответный удар
С продвижением научно-технического прогресса, который опережал общественное развитие, каменные крепости утратили свое значение. И вот тогда на смену осадам пришли блокады — морские или сухопутные. И как ответы на них — «блестящие изоляции», примененные островной Британией, или «самоизоляции», успешно применявшиеся около двух тысяч лет Китаем или около ста лет Соединенными Штатами Америки.Как видим, и осада, и блокада — это все та же война, только ведущаяся иными способами. И цель осад, блокад и санкций самая что ни на есть агрессивная — уничтожение противной стороны. В самом прямом смысле этого слова.Кстати, в 20‑е годы прошлого века, то есть ровно сто лет назад, Соединенные Штаты присоединились к этой западной игре и ввели свои первые санкции против молодой Советской страны. И это несмотря на то, что Ленин предложил американскому бизнесу сотрудничество в технической реконструкции гигантской экономики на неслыханно выгодных условиях — от создания совместных предприятий и вплоть до концессий! Но американский капитализм не хотел сотрудничать экономически, он хотел заполучить все и сразу. На чем и погорел: если бы американцы пошли на такие контакты, то уже через семь лет они избежали бы у себя в стране Великой депрессии. И спада производства на 60 процентов, из которого смогли выползти только с помощью Второй мировой войны, переведя свою экономику полностью на военные рельсы за счет золота, свозимого в Штаты воюющими (и не только) странами. Вот тогда-то и захватил власть в США ныне пресловутый ВПК!
Международное прикрытие
Как же получилось так, что Советский Союз, прекрасно знавший всю вредность и провокационную сущность санкций, все же согласился, чтобы этот инструмент буржуазного давления перекочевал в Устав Организации Объединенных Наций?А вот именно с целью того, чтобы сократить ареал применения санкций путем передачи их лишь в руки ООН, а потом и вовсе без шуму и пыли их фактически запретить. Ведь санкции — инструмент, исключительно находящийся в распоряжении Совета Безопасности ООН, а там у СССР право вето.
Надо признать, план Москвы блестяще удался, и санкции в мире практически прекратились. Вот почему американцы вынуждены были (за исключением корейского «кейса») отказаться от попыток получить от ООН «международное прикрытие» и вновь стали широко применять собственные, фактически несанкционированные санкции.
Исторические уроки
Таким образом, все, что сегодня творится под видом тех или иных санкций, абсолютно незаконно и представляет собой произвол отдельных, пусть и самых наглых стран. И цель санкций осталась все та же, древняя, как и сам «закон джунглей»: довести народ той или иной страны до голода и отчаяния, а затем вынудить его сдаться. На милость новым колонизаторам из Соединенных Штатов, которые будут решать, каким народам жить и им прислуживать, а каким — нет!Что это, как не обыкновенный фашизм? На встрече со студентами в БГУИР Александр Лукашенко четко определил: «Это фашизм! Но они же нас учат демократии, они от нас требуют гуманности. Это даже не двойные стандарты, а полная деградация человеческой совести и достоинства».
В том числе и деградация западного ума. На Западе плохо усваивают исторические уроки. Не понимают, что санкции не могут нас убить, а то, что не может убить, делает нас только сильнее! И мы развиваемся благодаря санкциям, ведь они являются дополнительным стимулом для нас доказать всем, что мы можем то, чего не могут другие.Объявив нам санкции, Запад сам избавил нас от своей финансовой удавки. Он вывел из белорусской экономики свои токсичные инвестиции, точно ядовитое жало из тела народа, и наша экономика задышала полной грудью.
Труднее избавиться от технологической удавки Запада. Долгие 30 постперестроечных лет он навязывал всему СНГ свои технологии. Да и чего греха таить, мы порой сами за ними гонялись, как за теми же сотовыми телефонами «мировых брендов». Теперь Александр Лукашенко продемонстрировал нам первый экземпляр белорусского мобильника и айфона — значит, технологический суверенитет уже не за горами!
«И отечественный мобильный телефон, о котором много-много сейчас говорят, мы тоже сделаем. Обязаны сделать, потому что гаджеты сегодня, как вы видели в последнее время, превратили в боевое оружие. Это уже вопрос национальной безопасности», — подчеркнул Президент.
Так что ударим по санкциям нашими технологиями!
КСТАТИ
Наша с вами Родина всегда подвергалась санкциям Запада, когда осада или блокада против нее проваливалась или была по разным причинам невозможна. Так что вся наша история — это сплошная череда направленных против нас войн, блокад и санкций. Под воздействием которых мы лишь становились сильнее — в этом наша уникальность.
В ТЕМУ
Советскую державу с самого ее зарождения Штаты душили санкциями, которым уже тогда пытались придать форму закона, по крайней мере внутреннего. Так, уголовному преследованию подвергались американские бизнесмены, только заподозренные в торговле с Советским Союзом. Да и сам СССР официальный Вашингтон юридически не признавал аж до 1933 года, когда угроза агрессии со стороны гитлеровской Германии и империалистической Японии начала наконец осознаваться американскими правящими кругами. Эти годы непризнания дорого обошлись потом миру — уже проклюнулся и добрался до власти Гитлер…
Вадим ЕЛФИМОВ, политолог, кандидат исторических наук.