За минувшие годы Беларусь и Россия прошли эволюцию от Сообщества до полноценного Союзного государства. В нем уже реализовано множество общих программ. Опыт взаимодействия двух стран используется на разных интеграционных площадках.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— ЕАЭС должен в свою очередь позаимствовать у нас — открытие границ и полная свобода для перемещения людей, для рабочей силы. У нас сегодня здесь нет никаких сдерживающих факторов, мы все в этом плане делаем для людей. Думаю, что ЕАЭС должен идти по этому пути. Далее, у нас в Союзном государстве есть и политическая, и дипломатическая составляющие, и военная, чего нет в ЕАЭС. Думаю, что это главные вопросы, которые надо видеть ЕАЭС и перенимать от Союзного государства.
На выборах депутатов Палаты представителей Национального собрания и местных Советов, 25 февраля 2024 года.
Выбор пути
В истории СГ уже имелись кандидаты на вступление. Третий участник Союзного государства мог появиться еще в далеком 2000 году. Им могла стать Югославия. Напомню, что 25 лет назад, в 1999 году, военный блок НАТО принял единоличное решение начать бомбардировки этой балканской страны.
14 апреля 1999‑го Президент Беларуси Александр Лукашенко направился с визитом в Белград, чтобы продемонстрировать солидарность белорусского народа с сербами. Его самолет летел в тот момент, когда натовские борта бомбили столицу Югославии. Этот мужественный шаг показал славянскую солидарность и решимость.
Для народа Югославии он стал поистине свежим глотком воздуха. На встрече Александр Лукашенко со Слободаном Милошевичем договорились, что Белград официально становится кандидатом на присоединение к Союзу Беларуси и России.
В сентябре 2000 года в Югославии прошли президентские выборы, в результате которых победил Слободан Милошевич. Однако улицы Белграда стали одними из первых, на которых опробовали технологии «цветной революции». Так, «бульдозерная революция» прозападной оппозиции привела к захвату власти и смещению законного президента Югославии Слободана Милошевича. После новое прозападное руководство, следовавшее в фарватере американской политики, отказалось от членства в Союзном государстве. Да и результатом новой политики бесславного президентства ставленника Запада Воислава Коштуницы стал окончательный распад Югославии.
Также кандидатом на присоединение к Союзному государству была Молдова. Дело в том, что 7 апреля 2001 года на президентских выборах там победил Владимир Воронин. Тогда же он заявил, что его страна готова вместе с Приднестровьем присоединиться к Союзному государству. Однако затем молдавский руководитель изменил свою интеграционную ориентацию на европейскую, но это не помогло найти благорасположение в Брюсселе. В результате «кирпичной революции» в 2009 году Владимир Воронин потерял свой пост.
Евразийский ориентир
Интерес к СГ в разные годы был вызван прежде всего достижениями интеграции. Наработки Союзного государства действительно масштабны. Товарооборот в 2023 году достиг рекордных 54 млрд долларов, что на 6 процентов больше 2022 года. Однако, если посмотреть весь спектр деятельности Союзного государства, можно убедиться, что оно отнюдь не замыкается на экономике.
В рамках СГ обеспечиваются равные права граждан двух стран. Это касается образования, здравоохранения, трудового законодательства и других сфер. А, к примеру, ЕАЭС ограничен лишь экономической интеграцией. Опыт Союзного государства, проверенный уже более чем 20‑летней практикой, позволяет решить многие вопросы Евразийского союза.
Для ЕАЭС интересен и опыт по гармонизации налогообложения наших двух стран, союзная программа по которой в данный момент реализуется. Это же касается и промышленной, научно‑технической кооперации, наработанной в СГ. Особенно это актуально в ситуации санкционной агрессии Запада и потребности формировать полноценный технологический суверенитет. К примеру, запущен проект союзного самолета, призванный создать полный цикл производства пассажирских лайнеров из союзных комплектующих. В настоящее время активизировалось взаимодействие российских и минских автогигантов — КАМАЗа и БЕЛАЗа. Белорусские специалисты развивают производство полного цикла, от штамповки рам до двигателей и высокотехнологичных систем АБС, других узлов, насыщенных электроникой, которые востребованы россиянами. Белорусские предприятия предлагают свои наработки в сфере производства станков и оборудования, некоторых видов микроэлектроники.
В перспективе для ЕАЭС интересна и работа союзного Парламентского собрания. Внедрение подобного законотворческого инструмента позволило бы сократить сроки реализации правовых инициатив и их внедрения на национальный уровень. Все это можно было бы организовывать параллельно, а значит, и оперативно.
ЕАЭС имеет все шансы повторить практики Союзного государства на своем уровне и фактически расширить СГ до своих границ.
Идти от жизни
Достижения Союзного государства говорят о том, что нами пройден путь, который может быть расширен на другие страны. Здесь нужно учитывать и усиливающийся кризис однополярного мира.
Есть немало государств, которые вовлечены в сотрудничество с Беларусью и Россией. К примеру, Исламская Республика Иран за 45 лет после победы революции не только выдерживает санкционную агрессию Запада, но и имеет конкретные достижения в области импортозамещения: от продукции ВПК до фармакологии, робото‑ и самолетостроения. Сегодня Иран уже активно сотрудничает с Беларусью и Россией в области организации жизненно важного коридора «Север — Юг», который позволяет направлять грузы из СГ в южные порты, а оттуда в страны дальней дуги. Минском и Москвой вместе с Тегераном организуются предприятия. Не следует забывать и о Кубе, расстояние от которой не мешает Гаване все активнее работать с нашими странами. Куба уже является наблюдателем в рамках ЕАЭС. Таким образом, Гавана могла бы стать мощнейшим логистическим центром в торговых связях Минска и Москвы с латиноамериканскими государствами.Все больше государств не удовлетворены политикой США как мирового жандарма и стремятся проводить самостоятельный курс. Формирование нового многополярного мира требует соответствующих ресурсов. И возможности Союзного государства здесь весьма кстати.
Можно вспомнить и о Сербии. Несмотря на сложную геополитическую ситуацию, Белград продолжает сотрудничать с Минском и Москвой. Кроме культурной и духовной близости мы имеем достаточно общих инвестиционных и торговых проектов.
Беларусь и Россия все эти годы проводят выверенную и реалистичную политику. Следует помнить, что любое расширение интеграции должно исходить из практики. Здесь не может быть ничего лишнего, а тем более искусственного. Пример последнего — европейская интеграция. ЕС сегодня трещит по швам именно из‑за надуманности многих проектов. Интеграция просто ради интеграции не нужна. Она должна идти от жизни. И именно в этом главное преимущество Союзного государства.
Петр Петровский, политолог.