Учителя школ и гимназий поделились мнением об итогах Республиканского педсовета с участием Президента

Ориентиры определены. Время действовать

Состоявшийся на этой неделе Республиканский педсовет с участием Президента дал мощный старт для национального диалога. Во время пленарного заседания Александр Лукашенко уделил особое внимание темам государственной политики в школе, статуса учителя, взаимодействия школы и родителей. «Патриота может воспитать только патриот, — расставил акценты Глава государства. — Можно и задачу по химии сформулировать так, что ребенок будет гордиться своей страной». Его мнение по самым острым вопросам нашло живой отклик у тысяч педагогов, поэтому в эти дни дискуссии продолжаются уже на местах — в школах и вузах по всей стране. Мы попросили учителей, которые не присутствовали на мероприятии, но внимательно следили за ним в прессе, поделиться своими мыслями.

Ульяна Жандарова-Леонова с семиклассниками Бычихинской средней школы.
фото Антона Степанищева.

Людмила ­Руцкая, учитель истории и обществоведения СШ № 148 Минска:


— В школе должен быть порядок — эти слова Глава государства повторил не один раз, они откликаются у многих учителей, в том числе и у меня. О важности дисциплины среди учеников можно рассуждать бесконечно, но я бы хотела подчеркнуть — от педагога зависит очень многое. Проведу аналогию с семьей: ребенок, особенно маленький, часто копирует поведение своих родителей. Школа ведь — это второй дом, а учитель — пример для подражания. Внешний вид педагога, отношение к работе и коллегам — дети все это улавливают и повторяют уже среди своего окружения. Только личным примером уважения и трудолюбия мы сможем добиться успеха. 

Второй важный вопрос — безопасность в интернете. Порой ребята не способны критически оценить информацию в тех же соцсетях, и это приводит к большим проблемам. Наша задача — проводить воспитательную работу в зависимости от возрастных особенностей детей и выработать свою стратегию. Причем навыки информационной безопасности должны закладываться не только на информатике, но и на других уроках, а также во внеурочное время. К этой работе стоит привлекать психологов, чтобы вместе создать объединение по интернет-безопасности и таким образом воспитать культуру общения в сети.
И, наконец, третья, волнующая меня, тема — буллинг: не только в интернете, но и в жизни. По своему опыту скажу: детей, которые подвергаются травле, сразу видно. Обычно они стараются сидеть за партой одни, во время перерывов ни с кем не общаются. Но одному лишь классному руководителю с этой проблемой не справиться, нужно привлекать психологов, соцслужбу, проводить беседы с родителями и одноклассниками. 
К слову, в курсе обществоведения за 9-й класс эта тема также поднимается — мы обсуждаем ее с детьми и создаем совместные проекты.

Виктор ­Томиленко, учитель белорусского языка и литературы СШ № 91 Минска:


— Как говорил великий Макаренко, воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. Это правда. Конечно, без грамотно выстроенного образовательного процесса мало что получится, однако когда учитель не является авторитетом для ребенка — пиши пропало. Поэтому каждый день личным примером мы стремимся дать лучшее, чтобы, взрослея, маленькие непоседы становились грамотными специалистами. И не важно, что они выберут — ядерную физику или модное нынче IT, школа всегда рядом.
Вопрос статуса педагогов — действительно один из самых важных. Президент выразил заинтересованность в том, чтобы авторитет учителя был непререкаемым. Это правильно и своевременно. Думаю, грамотные решения не заставят себя ждать. В Беларуси достойные и профессиональные кадры, и мы готовы работать над собой, чтобы давать ребятам крепкие знания, воспитывать и вдохновлять.
Кроме того, нельзя не отметить заботу Главы государства о повышении заработной платы — тема актуальная. Уверен, материальное поощрение привлечет в профессию и молодежь, и мужчин, которых сегодня не хватает. Отдельная поддержка предполагается классным руководителям, что так же оправданно. Отвечать за целый класс — это как быть вторым родителем: даже после окончания рабочего дня ты всегда на связи, готов объяснить, рассказать и помочь. От педагога зависит не все, но очень многое. Приятно, когда его усилия оценивают по достоинству.

Наталья ­Соколовская, учитель английского языка СШ № 10 Минска:


— Солидарна с Президентом: включать экскурсии в образовательный процесс важно и нужно. Новые поездки — это не просто эмоции, как можно было бы подумать, но еще и полезное в усвоении учебного материала время. В изучении английского языка уделяется внимание истории и культуре Беларуси, и экскурсии как нельзя лучше стимулируют интересы детей в этом направлении.
Заметила, что ребята с большим трепетом относятся к выездам по знаковым местам. У нашей страны богатая история, которую хочется созерцать не по книжным иллюстрациям, а своими глазами. Разве можно забыть чувство гордости, когда впервые смотришь на Брестскую крепость, величественную цитадель и памятник героизма наших людей?
Как классный руководитель стараюсь предлагать ребятам то, что посоветовала бы своим детям, ведь увидеть «Хатынь» и побывать на «Линии Сталина» на каникулах или в выходные — это еще и воспитательный досуг. Растить будущие поколения в духе патриотизма — то, без чего не представляет себя современная школа. И как показывает сегодняшнее время, еще большее предстоит сделать.

Конечно, считаю оправданным тезис Главы государства относительно участия в этом родителей. Покрыть расходы на поездку ребенка — непосильная ноша для школы, поэтому, чтобы собрать средства для таких мини-путешествий, важна помощь извне. Прекрасная задумка рекомендовать предприятиям заниматься этим вопросом — если есть возможность, помочь школьникам в организации досуга, разве это плохо? Приятно осознавать, что вопрос получил оценку на высшем уровне.

Ульяна Жандарова-Леонова, учитель химии и физики Бычихинской средней школы Городокского района:

— В целях повышения престижа рабочих профессий — об этой стратегической задаче говорил на педсовете Президент — необходимо, на мой взгляд, развивать систему профессиональной ориентации молодых людей, чтобы формировать намерения на приобретение таких специальностей.

В нашей школе, например, выпускники вместе с аттестатом о среднем образовании получают и рабочие профессии: девочки становятся швеями, мальчики — столярами. В 11-м классе ребята сдают квалификационный экзамен, после чего им присваивается соответствующий разряд. Это дает возможность учиться дальше, чтобы повысить свою квалификацию, и подработать, чтобы не сидеть у родителей на шее. А совершеннолетние могут трудоустроиться на полный рабочий день. Хороший столяр, как и виртуозная швея, без работы не останется.

Благодаря учебе в агроклассе, где на повышенном уровне ребята изучали биологию, химию и посещали факультатив «Введение в аграрные профессии», один наш ученик только на основании собеседования поступил в витебскую ветакадемию. 
Считаю, что такие классы, где дети получают рабочую профессию, должны быть не только в сельских школах. 
Анна ­Силина, учитель русского языка и литературы СШ № 19 Минска:


— Я не присутствовала на педсовете, но очень внимательно читала, о чем говорил Президент, особенно в части сотрудничества школы и семьи. Для меня как классного руководителя эта тема актуальна. Знаете, есть у педагогов такой афоризм: в работе с детьми самое трудное — работа с родителями. Мы часто говорим об индивидуальном подходе к ученикам, но забываем, что их мамы и папы тоже нуждаются в особом подходе. Единого рецепта успеха нет, но для меня главное — привлечь взрослых на свою сторону. И еще одна важная мудрость: никогда не говори родителям плохо об их ребенке. 
Чтобы сблизить школу и семью, мы проводим совместные мероприятия и классные часы: благодаря им, честно скажу, дети по-новому смотрят на родителей, у них появляется больше тем для разговоров. Кроме того, мамы и папы моих учеников знают, что позвонить клас-сному руководителю могут в любое время — никогда не отказываю в общении и помогаю по всем вопросам. 
Считаю, что в нашей школе созданы хорошие условия, чтобы расти вместе. Порой тяжеловато, да, но мы стараемся. 

Кстати, в школе работает родительский университет «Улыбка» — периодически родители младших школьников прорабатывают с психологом различные темы, например, как решить проблемы в семье или как убедить ребенка учиться. Каждый ведь воспитывает, как умеет, а педагоги все же имеют специальное образование и могут что-то подсказать. Однажды мы приглашали практикующих психологов, и родители очень активно задавали вопросы, получилась интересная дискуссия. Так что просвещение — это важно. 

Николай Макареев, учитель истории и обществоведения средней школы № 40 Гродно:

Фото Алексея Бибикова.

— Республиканский педагогический совет — особая форма анализа сделанного и формирования стратегии на перспективу. Поэтому обсуждаемые на этом совете темы всегда вызывают живой интерес в коллективах. Тем более в такой школе, как наша, самой крупной в регионе, которая насчитывает 3000 учащихся. Наибольший резонанс, конечно, получило выступление Главы государства. Сколько нужных вопросов поднято! Взять, к примеру, поручение выработать отдельный документ по школоустройству, где будут прописаны определенные стандарты.

Я не застал советские времена, когда школьная форма была унифицированной: девочки носили переднички, а мальчики — синие пиджаки и брюки. Теперь мы живем гораздо лучше. Появилась возможность одевать детей не только практично, но и модно. И смотреть на этот вопрос необходимо более гибко, чтобы прежде всего устраивало детей. Но строгий стиль, на мой взгляд, должен быть обязательным. Один из вариантов — белый верх и темный низ. 

Требует унификации и пользование гаджетами: это не должно мешать учебному процессу. В нашей школе в кабинетах существуют специальные места для хранения мобильных устройств. И все учащиеся знают: во время урока их телефоны должны находиться только там.

Еще хочу обратить внимание на одну злободневную тему. 
Уже пять лет прошло, как мы ушли от избыточного документооборота. Считаю, что это вопрос локальный: многие проблемы может решить администрация школы.
Елена Фадеева, учитель белорусского языка и литературы СШ № 1 Пинска:

Фото Геннадия Поплавского

— Согласна с Президентом, что у нас чересчур часто меняются программы и учебники. Безусловно, школа должна идти в ногу со временем, но все нововведения должны быть оправданными и выверенными. Учебник, несмотря на развитие информационно-коммуникационных технологий, до сих пор остается главным источником информации для учащихся, и от его доскональной проработки во многом зависит качество образовательного процесса, особенно по гуманитарным дисциплинам. Ведь именно на уроках литературы, истории, обществоведения мы обращаемся к нашему прошлому, даем оценки историческим событиям и персоналиям. 
И если мы не будем рассказывать учащимся про героев и предателей нашего народа, то за нас это сделают другие. 
Особо животрепещущая тема — о Великой Отечественной войне. Нужно больше акцентировать внимание учащихся на том, что люди, которые боролись с фашизмом, отдали жизнь за наше будущее, и есть подлинные герои. И ни в коем случае нельзя искать оправданий тем, кто пошел на сотрудничество с оккупантами, — коллаборантам и полицаям. В тесной связке с образовательным процессом здесь должно быть посещение учащимися священных для белорусов мест, таких как Брестская крепость, Хатынь, мемориальный комплекс в Борках, мемориал «Ола». И об этом тоже говорил Президент. Действительно, побывав там, дети будут четко знать, кто является настоящим героем, а кто — предателем белорусского народа. 

Геннадий Козлов, директор Гомельского государственного автомеханического колледжа: 

фото Ивана Яривановича.

— Один из важнейших вопросов эффективности системы образования — целевая подготовка с дальнейшим долгосрочным закреплением на предприятиях и в организациях молодых специалистов. С одной стороны, это обеспечивает точечный подбор кадров, с другой — гарантирует рабочее место. Хорошая инициатива против утечки мозгов, которую предлагается закреплять договором работодателя с молодыми людьми, предусмотрев определенный набор социальных гарантий. 

Какие это гарантии? На мой взгляд, работа с будущим специалистом должна начинаться еще до поступления в учебное заведение, а во время обучения предприятию нужно курировать своих подопечных с обязательным предоставлением практики на будущем рабочем месте. Первый контракт должен быть заключен минимум на пять лет. Второй момент — карьерные перспективы. Повышение квалификации, присвоение разрядов или категорий (если выполнят нормативы), предоставление общежития, а в будущем, возможно, и частичной ссуды на строительство собственного жилья. Это очень важно для привязки к постоянной работе. 

Молодой специалист должен четко понимать, как будет развиваться его карьера при условии продуктивной работы. Тогда он придет к родителям и скажет: у меня два перспективных плана — с завода «Гомсельмаш» и хозяйства «Брилево», подскажите, что выбрать. 
Договор между работодателем и молодым специалистом должен быть гарантированным планом на карьеру в выбранной профессии. Тогда этот документ будет работать.
Николай Стародуб, учитель географии и биологии Тупичинского учебно-педагогического комплекса ясли-сад — средняя школа Костюковичского района:


  — Александр Григорьевич в своем выступлении на педсовете затронул определяющие для нашей профессии моменты. Но особый отклик в моей душе вызвали его слова о том, что патриота может воспитать только патриот.

Действительно, сколько бы громких слов о любви к Родине ни звучало на уроках, если не подкрепить их личным примером в жизни, толку мало. На мой взгляд, надо активнее использовать экскурсионно-туристический потенциал нашей страны. Мы с учениками регулярно выбираемся в походы, вместе посещаем памятные места, встречаемся с интересными людьми. Как-то наша группа во время посещения братской могилы неподалеку от Волосковни — здесь в годы войны вражеские самолеты бомбили советский бронепоезд — отыскала несколько воронок от снарядов и осколки авиабомб, которые отправились в школьный музей.

Ребята потом долго обсуждали увиденное, делали фотоподборки, монтировали ролики. Признаются, что у них появился интерес к исследованию родных земель!
Уверен, такой подход помогает формировать в детях внутренний стержень, воспитывать личность. Они будут любить и ценить Беларусь, и чувство ответственности за страну никогда не позволит им выходить на улицы с деструктивными целями.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter