Орел в когтях турула: почему разразился скандал между Польшей и Венгрией

Европейское политическое поле продолжает трясти. На этот раз всеобщее напряжение выплеснулось в нешуточный конфликт между Варшавой и Будапештом, в котором уже успели поучаствовать топ-чиновники обеих стран. Свара восточноевропейских государств обнажает противоречия между двумя моделями построения внешней политики — американским вассалитетом и стремлением к суверенитету — и может иметь далекоидущие последствия.

Дональд Туск  и Виктор Орбан.

Орбан переходит в наступление

Открытая пикировка началась с выступления венгерского премьера Виктора Орбана на закрытии традиционного летнего университета в румынском Бэиле-Тушнад. Эту площадку политик часто выбирает для того, чтобы сделать программное заявление или высказаться насчет наиболее острых тенденций мировой политики. Поэтому трактовать риторику Орбана следует как отражение его восприятия сложившейся в Европе взрывоопасной ситуации.

Итак, что же сказал возмутитель европейского спокойствия? Речь шла о том, что мир переживает изменения, равных которым не было уже 500 лет, и в авангарде глобальных реформ идут такие азиатские гранды, как Китай, Индия, Индонезия и Пакистан. А вот Европа находится на развилке. Она может либо превратиться в музей старой эпохи, если продолжит следовать в фарватере США, либо достигнет стратегической автономии. Однако некоторые страны, и тут Орбан прямо указал на Польшу, чьи элиты ведут себя «нерационально и непредсказуемо», мешают этому процессу.

Проблемой Варшавы, по Орбану, является лицемерие правительства Туска. Польский истеб­лишмент без устали кусает коллег из Будапешта за поддержание конструктивного диалога с Москвой, выставляя их предателями общеевропейского дела, а сами поляки вполне себе ведут дела с Россией через посредников, поскольку иначе польская экономика выжить не может.

Досталось Туску и компании от венгерского премьера и за представление интересов Демпартии в Европе, и за участие в проекте Интермариума, в угоду создателям которого Варшава тормозит развитие Вышеградской группы.

Последнее заявление заслуживает пристального внимания. Орбан первым из европейских политиков озвучивает недовольство подконтрольной британцам инициативой создания громадного военно-политического буфера на территории Восточной Европы, который на десятилетия отрежет западную часть континента от находящейся на востоке России. По сути, Орбан обвиняет польского визави в попытке нарушить развитие ряда держав Центральной Европы и высказывает оправданные опасения насчет милитаризации Польши, которая в этом году потратит на нужды армии около пяти процентов ВВП.

Фундаментальные противоречия

В выхолощенном политическом пространстве Запада речь Орбана произвела эффект разорвавшейся бомбы. Венгерский премьер бросил вызов не только правительству Туска, но и остальным поджигателям войны.

Перчатку поляки, конечно, не могли не поднять, но пока их позиция выглядит далеко не такой убедительной, как у венгров. Заместитель министра иностранных дел Польши Теофил Бартошевский заявил, что не понимает, «почему Венгрия хочет оставаться членом организаций, которые им так не нравятся и которые якобы плохо к ним относятся. Почему бы ему [Орбану] не создать союз с Путиным и с некоторыми авторитарными государствами такого типа?». Ничего по существу предъявленных обвинений Варшава, видимо, сказать не может (голословная отмазка в стиле «вы все врете, мы не имеем бизнеса с Россией» не в счет), поэтому правительство Туска решило свести спор к примитивной пикировке. Впрочем, в Будапеште на это не повелись. Глава МИД Петер Сийярто точно подметил, что «полякам правда глаза колет», а также подчеркнул, что венгры долго «терпели провокации и лицемерие нынешнего польского правительства», дабы «сохранить польско-венгерское братство», но теперь «стакан полон». Из этих слов нетрудно сделать вывод о том, что отношения между Польшей и Венгрией входят в стадию серьезного похолодания.

Желание Польши вытолкнуть Венгрию из НАТО и ЕС происходит из слепого подчинения интересам Вашингтона. Заокеанских хозяев нервирует миротворческая инициатива Орбана, и они решили натравить ручных гиен на пытающегося остановить войну политика.

Впрочем, продолжение боевых действий в интересах правящих элит Польши: тут и выгода от военных контрактов, и возможность держать население в страхе, и даже надежда на возвращение Западной Украины.

Конфликт между польским и венгерским правительством отражает тенденцию раскола среди европейских держав.

Все дело в том, что часть стран континента наконец осознала всю губительность американского влияния и смогла оценить последствия трагического разрыва с Россией и, шире, с Глобальным Востоком.

 Вдобавок в Европе достаточно тех, кто не хочет перерастания конфликта в вооруженное столкновение, которое, по словам того же Орбана и сербского президента Александра Вучича, активно готовят европейские элиты при поддержке США. Поэтому стычки, подобные польско-венгерской, вскоре могут стать привычным делом, а некогда единое европейское пространство распадется на два враждующих лагеря.

popov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter