Источник: Знамя юности
Знамя юности

Победительница олимпиады по химии вывела формулу успеха и рассказала, что помогает справиться с волнением

Опытным путем

Отмерить способности к изучению предмета, добавить часы усердной работы над учебниками и в лаборатории, приправить все это изрядной порцией трудолюбия и недюжинной силой воли. Если бы учащуюся минской гимназии № 5 имени героев встречи на Эльбе Антонину Штыцко попросили вывести формулу победы на олимпиаде по химии, то она выглядела бы так. Поговорили со школьницей о ее пути к вершине Олимпа и планах на будущее.

Чтобы побеждать на олимпиадах, одного таланта недостаточно – нужно много трудиться

Антонина – абсолютный по­бе­дитель заключительного этапа республиканской олимпиады, который завершился на минувшей неделе. Почему абсолютный? Это значит, что среди четырех ребят, взявших диплом I степени, в своей возрастной категории она показала наилучший результат. К своему успеху шла поступательно, рассказывает школьница:

– В восьмом классе мне одинаково нравились биология и химия. Хотела участвовать в состязаниях по обеим дисциплинам. Однако пришла к выводу: чтобы достичь высоких результатов, нужно сосредоточить усилия на изучении одного предмета. Выбрала химию. Это очень многогранная наука. Невозможно просто сесть и вызубрить материа­л – нужны логика и глубокое понимание законов природы. Многие задачи строятся не на том, знаешь ты или нет, а на том, сможешь ли логически прий­ти к решению. Или взять, к примеру, практический тур на олимпиаде: по химии он проходит намного интереснее, чем по биологии.

Педагог Елена Соловьева помогла девочке укрепить веру в себя

В девятом классе Антонина завоевала на республике 13 место, в десятом стала седьмой, в этом году – первой. Интересуемся, ожидала ли, что вернется домой с таки­м результатом. Тоня скромно пожимает плечами – и да и нет:

– Настрой был двоякий: с одной стороны, надеялась на лучшее. С другой, присутствовала некоторая неуверенность: а вдруг среди заданий встретится нечто очень сложное, чего я не знаю или до чего не смогу додуматься?

В этом году заключительный этап олимпиады по химии проходил в Пинске. В свободное от состязаний время Тоня и другие ребята из минской команды гуляли по городу («Очень красивый – съездила бы еще»), сходили на спектакль в местный драмтеатр.

Соревнование проходило в два тура. Первый – теоретический – включал тест из 20 вопросов и пяти задач из разных разделов химии: био-, органической, физической, аналитической. Второй – практический – проходил в лаборатории. Ученики, получив определенные вводные данные, должны были провести эксперимент. Например, определить, что содержится в смеси или синтезированном веществе. В этот раз практика показалась даже сложнее теории, делится впечатлениями Тоня:

– По заданию требовалось синтезировать оксалатный комплекс кобальта. Методика говорит: если он не зеленеет, его нужно нагревать. Грела пробирку около получаса – безрезультатно. Затем меня осенило: нужно добавить один из реагентов. Сработало! К слову, олимпиадные задания становятся все более сложными, некоторые даже приближаются к задачам международного уровня.

Есть у Тони проверенный временем лайфхак, как справиться с эмоциями накануне и во время испытаний:

– Мне помогают дыхательные упражнения – нужно просто сесть и глубоко подышать.


Тоня еще не окончил­а школу, но уже может считать себя студенткой: как победитель республиканско­й олимпиады она имеет право не сдавать ЦЭ и ЦТ. Выпускница планирует подавать документы на химический факультет БГУ (специальность – «фундаментальная химия»). Однако прохлаждаться в ближайшие несколь­ко месяцев не намерена: в мае в составе национальной сборной отправится на Международную Менделеевскую олимпиаду по химии в Казахстан, в июне представит Беларусь на соревнованиях в Узбекистане. Что будет дальше, школьница пока не загадывает:

– Хочется сперва попробовать себя в разных видах деятельности, чтобы понять, что по душе: уйти в науку, стать преподавателем либо и вовсе найти себя в химической промышленности.

Тоня с благодарностью отмечает: достижениями во многом обязана учителю химии Елене Соловьевой. Та, в свою очередь, не скрывает гордости за подопечную:

– Тоня – воплощение колос­сального трудолюбия. Она обладает просто потря­сающей логикой, без которой невозможно постичь одну из самых логичных наук. Взяв способности, заложенные природой, и развив их кропотливой работой, она смогла добиться высочайших результатов. Такие школьники, как Антонина, в бу­дущем совершают прорыв в нау­ке, делают открытия.

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

♦ До того как химия стала главным увлечением Тони, она перепробовала много других хобби: занималась в секции карате, учила японский, ходила на ирландские танцы.

♦ Антонина из семьи айтишников: ее родители и старший брат трудятся в ИТ-сфере.

derzhanovich@sb.by,
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter