Парадоксальность мотивационной сетки нашего рынка труда — фокусировка на молодежи и игнорирование старшего поколения. Точнее, есть даже отрицательные стимулы. Если у человека приличная пенсия и он продолжает трудиться, то его «поощрением» за профессиональное долголетие является вычет из пенсии. Такому подходу очень много лет. Не устарела ли эта норма?!
Ведь она возникла давным-давно, когда в стране была проблема безработицы, во-первых. Во-вторых, после катаклизмов 1990-х предприятия (не все, но значительная их часть) с трудом и поскрипывая выходили на более-менее устойчивую работу. И не заваливаться гигантам государство (в том числе и через механизмы поддержки) не давало из-за социального аспекта — сохранения рабочих мест. Не будем лукавить: тогда на приличном количестве предприятий наблюдалась избыточная численность сотрудников. Оптимизацию коллектива, даже вопреки экономической и коммерческой целесообразности, не проводили в силу социальной ответственности. Тогда и возникли разные явные и скрытые инструменты, которые подталкивали людей пенсионного возраста уходить на отдых. Достаточно высокая безработица диктовала такие решения, так как у пенсионера есть доход, а у безработного выпускника вуза никакого дохода. Поэтому старики (условные, конечно) должны были освобождать место молодым. Возможно, выглядело это не совсем корректно и справедливо, но целесообразно и оправданно с точки зрения сложившейся ситуации.
Однако дело в том, что маятник на рынке труда качнулся от профицита в сторону дефицита. Хотя иные эксперты и продолжают говорить о проблеме избыточной численности, но они попросту отстали от жизни. Дефицит кадров многие руководители уже называют фактором, который тормозит развитие компаний и является одним из ключевых рисков и в моменте, и в средне- и долгосрочной перспективе. И сегодня уже сложность не найти рабочие места для молодежи, а заполнить их. На возраст если и обращают внимание, то для работодателей этот фактор становится все менее значимым. Конечно, можно выставлять любые критерии, но укомплектовать даже фирму средней руки молодыми, амбициозными, опытными и трудолюбивыми является почти иллюзорной мечтой, когда средний возраст населения в стране превышает 40 лет. Конечно, можно свою вакансию «намагнитить» для впечатлительного юношеского задора. Но слишком дорого получится. Деньги не все решают. Но уровень зарплаты намного выше среднего и по стране, и по отрасли позволяет даже на дефицитном рынке труда найти сотрудников. Только надо быть готовым платить в 2—3 раза больше, чем коллеги или конкуренты. Так себе выход…
И сегодня для работодателя пенсионеры являются почти золотым фондом. Их зачастую уговаривают остаться. Потому что редко молодежь прямо дышит в спину «дедам». И это руководители предприятий прекрасно понимают. Другой вопрос, что стимулов продолжать работать у людей старшего возраста маловато. Повторюсь: у них из пенсии производят вычет.
А справедливо ли это по-человечески и целесообразно экономически?
Ведь далеко не все пенсионеры в силу возраста и хронических болячек, которые есть у большинства после 60, могут и хотят трудиться на полную ставку. Их бы устроила и «половинная» или даже «четвертинная» занятость. Но далеко не всегда это целесообразно экономически. Нередко вычет из пенсии если не равнозначен, то сопоставим с урезанной зарплатой при неполной занятости. А компенсировать эти потери экономически способен не каждый работодатель.Не логично ли проанализировать проблему? Наверное, стимулов для вовлечения в экономику достойны все граждане, а не только молодежь. По крайней мере, это диктует нехватка трудовых ресурсов. И необходимо искать и использовать имеющиеся резервы. А люди пожилого возраста таковым резервом являются. Тем более что они опытные, педантичные и весьма дисциплинированные. Не самые плохие работники, честно говоря.
volchkov@sb.by