От массовости в ниши
Еще в советские времена Минское производственное кожевенное объединение считалось технологично развитым предприятием. Его построила в 1980-х итальянская компания под ключ с самым современным на тот момент оборудованием. Мощности были рассчитаны на выпуск 500 миллионов квадратных дециметров кожи и 200 миллионов — спилка. Другой вопрос, что изначально предприятие было заточено на выпуск массовых видов продукции, необходимой для военной и специальной обуви. Но в 1990-е спрос на нее снизился по известным причинам. И МПКО пришлось всерьез задуматься, так сказать, о конверсии.Ключевой проблемой была недостаточная глубина обработки кожи для использования в fashion-продукции. Страдал и ассортимент. В процессе череды модернизаций эти проблемы удалось решить. Последнее масштабное технологическое перевооружение завершилось в ОАО «МПКО» в 2016 году. Его инициатором выступил Президент, который во время посещения предприятия поставил перед коллективом две ключевые цели. Во-первых, обеспечить переработку шкур крупного рогатого скота с белорусских ферм в качественную кожу с высокой добавленной стоимостью. До этого момента немало шкур отправлялось — и официально, и полуподпольно — на экспорт: страна теряла достаточно ценное сырье. Вторая задача — максимально обес-печить кожей белорусского производства отечественную обувную, галантерейную, мебельную отрасли. Кстати, с каждым годом все более значимыми потребителями высококачественной кожи выступают производители различной сувенирной продукции.
Второй раз Александр Лукашенко посетил объединение в прошлом году. Ознакомился с результатами работы модернизированного предприятия. Дал поручения по его развитию. Но в целом стратегические цели и задачи остались прежними. И они сегодня МПКО выполняются.
— За прошлый год в 1,4 раза нарастили отгрузки кожи на внутренний рынок, — говорит генеральный директор ОАО «Минское производственное кожевенное объединение» Ольга Политико. — В первом квартале этого года темп роста — более 106 процентов. Объективно мы могли бы на внутренний рынок поставлять и больше продукции, но, к сожалению, не все наши партнеры платежеспособны, некоторые в силу разных причин испытывают проблемы с оборотными средствами.
По мнению Ольги Политико, сегодня очень важно, чтобы государство поддержало производителей конечной продукции — обуви, галантереи и другой, — использующих кожу белорусского производства для своих изделий. Это стало бы хорошим стимулом для развития кожевенной отрасли.
Все оттенки любого цвета
Чтобы быть конкурентоспособными, кожевенным предприятиям необходимо предугадывать моду на год-два вперед.— Значительную часть кожтовара мы выпускаем под заказ, в том числе и по предоставленным нашими потребителями образцам, то есть осуществляем импортозамещение, — объясняет Ольга Политико. — Параллельно создаем свою линейку кожи с учетом модных тенденций. В этом году разработали трендбук на сезон-2022/23. На расширенном заседании художественно-технического совета новые виды продукции презентовали нашим клиентам. Надеюсь, предложенные трендовые цвета и виды отделки найдут место в коллекциях наших партнеров. Мы тесно сотрудничаем с потребителями: приглашаем их к себе, наши специалисты участвуют в их художественных советах, регулярно проводим встречи. Сегодня по техническим возможностям и компетенциям мы можем выпускать широчайшую линейку готовых кож. Подсчитали — около 130 тысяч разновидностей!
Какой цвет будет модным в следующем году? Какая отделка — глянцевая, матовая или замшевая? Гладкая кожа будет в тренде или с каким-нибудь тиснением? Собственно говоря, цвет сезона просчитать математически практически невозможно. Поэтому специалисты МПКО ориентируются на заявки партнеров и сами активно интересуются тенденциями в мире большой моды: изучают экспоненты ведущих мировых выставок, мониторят ресурсы агрегаторов уличной моды, блогеров, трендовых агентств, работы креативных агентств. Они также работают на глубокое опережение моды. Например, сейчас много рекламных съемок проходит в зеленых тонах. Возможно, именно он станет писком fashion в ближайшие год-два. Хотя не исключен и «фальстарт». На самом деле базой являются цвет и стиль одежды, от которых потом отталкиваются производители аксессуаров.
Белорусские партнеры МПКО заинтересованы в более глубокой кооперации в условиях разрыва логистических цепочек.
Но кроме ключевых векторов, которые становятся массовыми, есть еще и нишевые фишки. Например, как говорит дизайнер МПКО, в последний год наметился тренд на диско, в котором доминируют яркие, светящиеся, неоновые цвета. Логика понятна: ковид если и не пропал, то немного отступил, уже не так влияет на жизнь. Люди (особенно молодежь) хотят ходить в общественные места, веселиться. Еще один тренд — грязный белый цвет. Каждая мировая обувная компания выпустила в этой гамме по одной модели. Нынче мы привыкли не снимать кроссовки почти круглый год. Соответственно, обувь в традиционных белых оттенках быстро теряет внешний вид. Поэтому потребителям запущен пробный шар: возможно, люди захотят покупать обувь в «подержанных» цветах.
Словом, тонкостей очень много. Поэтому маркетологи и технологи МПКО стараются работать в тесной связке с коллегами из ключевых обувных и галантерейных предприятий. Ведь иногда как получается: разработают интересную модель — скажем, сумочки в каком-нибудь оттенке голубого. Под него закупят всю необходимую фурнитуру (нередко за рубежом). А потом заказывают кожу. А на предприятии она есть, но в оттенке на треть тона ярче, светлее или темнее. МПКО может выпустить любой цвет. Но дело в том, что каждый тон надо отработать на экспериментальном участке, выпустить пробную партию, поставить на производство. В некоторых случаях — закупить те или иные химикаты. А это время и, самое главное, средства, которые влияют и на цену. Поэтому в объединении и стараются работать так, чтобы потребители начинали дизайн с цвета кожи. Не настаивают именно на своих цветах, но предлагают варианты. Опять же, мода — дело тонкое. И важен не только цвет, но и себестоимость, которую можно снизить при общих усилиях.
Надо отдать должное: маркетинговая политика дает обратную связь, поэтому объемы реализации на внутреннем рынке растут. Другое дело, объективно МПКО полностью заместить импорт не может. Да и ни одно предприятие не сможет. У всех есть специализация: кто-то выпускает только кожи из спилка, кто-то заточен на мебельную и т.д. Одни кожзаводы работают преимущественно со шкурами КРС, как МПКО, другие — со свиным сырьем, третьи — с мелким. В зависимости от сырья подбирается оборудование, методики и т.д. При этом в Гатово производят одновременно кожу для верха и подкладки обуви, галантерейную и мебельную, даже кожу для протезов. Все кожтовары безопасны, соответствуют требованиям ГОСТов и ТУ, чего нельзя сказать о некоторой импортируемой коже.
МПКО способно выпускать широчайшую гамму кожи с финишной отделкой.
Обувь начинается в поле
Вопрос не столько в технологической, сколько в экономической целесообразности.Ольга Политико объясняет: экономически оправданная промышленная партия того или иного вида кожи, учитывая производительность технологического оборудования, достаточно большая: 25–30 тысяч квадратных дециметров. А наши потребители используют буквально тысячи наименований кожи, чтобы разнообразить свои коллекции, сделать их не похожими на продукцию конкурентов. Есть базовые артикулы, но достаточно много идет на изготовление неких дополнительных элементов в обуви или галантереи. Или производство небольших коллекций. Например, в Италии или Турции кожевенные заводы и предприятия, выпускающие химматериалы, оборудование для производства кожи, располагаются в непосредственной близости друг от друга — такие кластеры. Несложно выпустить небольшую партию кожи какого-нибудь уникального цвета или тиснения. Достаточно, как говорится, перейти через дорогу, выбрать, что тебе надо, в нужном количестве. Поэтому востребованную в небольших объемах кожу объективно выгоднее закупать за рубежом. Но базовыми артикулами наши кожевенники партнеров по другим отраслям обеспечить способны. И при всех трудностях МПКО использует возможности экспериментального участка и выпускает небольшие партии эксклюзивных кожтоваров для постоянных клиентов.
Второй немаловажный вопрос — сырьевой. Для нас аксиома, что все кожевенное сырье, образующееся в Беларуси, должно перерабатываться на отечественных кожзаводах, — говорит Ольга Политико. — Качество кожи начинается еще в поле. От содержания скота, структуры кормления, наличия тех или иных насекомых в биоразнообразии региона зависит и состояние шкуры. Белорусское сырье вполне пригодно для выпуска качественного кожтовара, особенно с подшлифовкой или шлифовкой. Но при выпуске элитной лицевой кожи высоких сортов мы испытываем дефицит соответствующего сырья.
В целом, по словам генерального директора МПКО, сырьем предприятие обеспечено. Тем не менее прорабатывается вопрос поставки импортного полуфабриката высоких сортов для производства элитных артикулов кожи.
Нельзя сказать, что кожевенники обижают аграриев. Для мясопереработки шкуры, по большому счету, побочный продукт производства. Тем не менее цена на них выстраивается по принципу справедливого разделения добавленной стоимости при переработке между МПКО и поставщиками.
— Со всеми поставщиками сырья расплачиваемся своевременно, задолженностей и просрочек нет, — утверждает Ольга Политико.
Активная работа на внутреннем и экспортном рынках позволила МПКО снизить до минимума в своей структуре производства продукцию с минимальной глубиной переработки, так называемый вет-блю, фактически полуфабрикат. И если по заданию на этот год его доля не должна была превышать 28 процентов от объемов производства, то за первый квартал по факту получилось 17,7 процента.
— Если сырье не самого лучшего качества, его неоправданно дорого переработать в готовый кожтовар, тогда делаем из него вет-блю и продаем на экспорт, — объясняет Ольга Политико. — Но продаем только по предоплате и исключительно через биржу. В экспорте полуфабриката тоже есть своя определенная выгода: это относительно быстрые деньги, которые позволяют предприятию сохранять необходимый уровень оборотных средств, есть возможность закупать сырье, химические материалы. А из нестандартного сырья, непригодного для переработки даже в вет-блю, делаем востребованное на рынке белковосодержащее сырье для производства желатина.
Все шкуры в Беларуси перерабатываются.
Своя кожа ближе к покупателю
В прошлом году около половины своей продукции МПКО поставило на экспорт. По ряду субъективных причин внутренний рынок не может переварить все объемы кожевенного объединения. Причем постоянно растет доля высококачественной кожи с финишной отделкой. Нашу кожу покупали Россия, Индия, Италия, Испания, Китай, Литва, Молдова… Конечно, некоторые рынки сегодня закрылись для белорусских поставщиков. Но Ольга Политико не видит в этом проблем.Дело в том, что кожевенная отрасль коррелируется с развитием сельского хозяйства. На фоне пандемии и других не самых благоприятных ситуаций в мире глобальные аграрии не чувствуют себя, прямо скажем, уверенно. И в мире начинает постепенно ощущаться дефицит сырья. Вторая тенденция — снижение предложения кожевенных товаров, что стало следствием и пандемии, и разрыва логистических связей. Этот тренд еще усилился в связи с санкционными явлениями. И у МПКО появляется возможность занять нишу импортных производителей не только в Беларуси, но и в России и других дружественных странах.
— Мы понимаем, что сегодняшняя ситуация дает нам шанс занять освобождающееся место на кожевенном рынке Беларуси и России. Более того, руководствуемся принципом «наш рынок — весь мир». Надо двигаться вперед, открывать в качестве потребителей новые страны, — говорит Ольга Политико.
Правда, сегодня предприятие испытывает некоторые сложности с поставками химии (ее используется в кожевенной отрасли немало). Многие химматериалы закупали в странах, которые нынче стали Беларуси недружественными. Ольга Политико отмечает: новые каналы поставок находятся. Правда, есть некоторые нюансы белорусского законодательства. Например, действует постановление Правительства № 229, согласно которому импортные сырье и комплектующие за счет собственных средств предприятию необходимо закупать либо напрямую у производителя, либо у его официального дилера, либо у победителя конкурентной процедуры закупки. Это требование в определенной степени не позволяет использовать ряд схем, необходимость которых вызвана новыми условиями хозяйствования. Тот же западный бизнес готов дальше работать с белорусскими контрагентами, но согласен это делать неформально, через разные сторонние структуры. А приобретать у них наши предприятия (государственные) не могут. В тендерах тоже никто участвовать не будет, чтобы не попасть под ответственность за нарушение санкций. Кстати, в Германии, например, за их игнорирование можно получить до пяти лет тюрьмы и штраф 200 тысяч евро. Поэтому поставщиков найти можно (или сохранить через третьи руки отношения со старыми), но вот сделать это, не рискуя что-нибудь нарушить, крайне сложно.
Тем не менее необходимые производители химии и красителей есть в других регионах. Цены несколько выросли, затруднилась доставка, но растет экспортная стоимость и на кожтовары.
— Осуществляем поставки из Турции, увеличили объемы закупок химматериалов в России, — говорит Ольга Политико. — Корректируем производственную логистику, так как срок поставок из-за рубежа по известным причинам увеличился. Но в целом предприятие чувствует себя устойчиво: ключевая сырьевая база — шкуры — белорусская. С другой стороны, мы позволяем более уверенно себя чувствовать нашим потребителям. Мы их сможем обеспечить своей продукцией. В том числе готовы способствовать созданию новых коллекций в более высоких ценовых сегментах, чтобы оперативно занять нишу импортных производителей, которые прекратили поставки на белорусский и российский рынки.
Если говорить по большому счету, то идея по вертикально выстроенной производственной цепочке «сырье (сельское хозяйство) — кожа — изделия из нее — экспорт» возникла давно. Такой подход позволял при минимуме импорта максимально оставлять в Беларуси добавленную стоимость. Плюс надежно обеспечивать за счет внутренних ресурсов собственных граждан товарами первой необходимости. Другой вопрос, что межотраслевая интеграция не отличалась стремительной динамикой. В том числе и по банальной причине: многие участники рынка привыкли больше работать с зарубежными контрагентами, чем с внутренними. Санкции и разрыв логистики придали огромный стимул всем игрокам заняться глубокой кооперацией. Причем, так сказать, в добровольном порядке, без административного давления. И в этой цепочке Минское производственное кожевенное объединение занимает, пожалуй, ключевое место, соединяя сельское хозяйство с высокой модой. В этом разрезе становится очевидным стратегическое значение ОАО «МПКО». И недаром Президент неоднократно повторял: приватизации этого предприятия нет и не планируется, так как оно является ключом сразу к нескольким отраслям.
volchkov@sb.by