После того как зерновая сделка была расторгнута, ситуация в Черноморском регионе стала накаляться. Особенно это заметно на фоне относительного спокойствия последнего года, когда всплески военной активности в Черном море были эпизодическими. Теперь же наблюдается резкая эскалация, которая впервые за весь конфликт стала затрагивать гражданские суда, что грозит поставить крест на судоходстве в этом регионе.
Закипающий котел
Ответственность за исполнение ряда терактов, направленных против российской инфраструктуры и кораблей, несет Украина. Однако важно понимать: в ходе атак используется массив разведывательной информации и такие технические средства, которые могут быть предоставлены только Западом.ВСУ оказывает помощь вся западная коалиция, однако наибольший вклад вносит Великобритания, которая имеет множество интересов в Черном море.Для англичан Черноморский регион обладает большой притягательной силой. Со времен русско-турецких войн агенты британской короны активно искали пути проникновения и способы закрепления здесь. Неудивительно, что приход к власти в Украине нацистов восприняли в Лондоне как исторический шанс вернуться в Причерноморские степи.
Главным призом должен был стать Крым — непотопляемый авианосец, обладающий удобными портами и развитой инфраструктурой, который позволил бы держать под прицелом южные регионы РФ. Однако в марте 2014‑го крымчане вернулись в родную гавань, и в итоге британцам пришлось довольствоваться созданием баз в Бердянске и Очакове. Первый город уже более года находится под российским контролем, второй же в первые дни СВО подвергся ударам российских ракет, уничтоживших и возведенные британцами постройки, и переданные катера.
На получении доступа к Черному морю завязан и грандиозный проект «Интермариум». По замыслу британцев это межгосударственное объединение, густо замешанное на восточноевропейских противоречиях, должно стать одновременно и антироссийским буфером, и широкой магистралью, связывающей Лондон с Причерноморьем.Начало конфликта открыло перед Туманным Альбионом перспективы руками украинцев выполнить те задачи, ради которых в Крымскую войну пришлось отдать жизни более чем 22 тысяч английских солдат. Правда, с прорывом в Крым, которого ожидали от распиаренного «контрнаступа», ничего не вышло, но спецслужбы короля Карла не унывают — их тактика превращения Черного моря в кипящий котел с помощью дешевых и мощных дронов-камикадзе пока приносит определенные успехи.
Морская война новой эпохи
Как показала практика, крупные надводные корабли крайне уязвимы для ракетных и бомбовых ударов, несмотря на предпринимаемые экипажами меры предосторожности. Показателен в этом плане пример последнего большого украинского корабля «Юрий Олефиренко», который в конце мая затонул после нескольких точных попаданий в Одессе.Решением стал переход к практике террористических ударов группами дронов-камикадзе, несущих заряд взрывчатки массой до 450 килограммов. В течение осени — зимы украинцы периодически запускали подобные аппараты по целям в Крыму, однако добиться результата на тот момент не удалось.
Первое применение вообще привело к попаданию британского аппарата в руки российских моряков. Но весной и летом этого года украинские ВМС смогли провести ряд атак, которые с известными ограничениями можно назвать успешными. Среди них — второй теракт на Крымском мосту, попытки ударить по кораблям российского флота, которые конвоировали гражданские суда. Однако наибольшего успеха удалось достичь на прошлой неделе, когда попаданием беспилотника во время атаки на Новороссийск был поврежден десантный корабль «Оленегорский горняк», а спустя сутки недалеко от Керчи подбит танкер «Сиг».
Перед каждой атакой над нейтральными водами Черного моря или в воздушном пространстве Румынии висят разведчики-целеуказатели США и Великобритании. Их появление — верный признак готовящегося теракта.
По заветам Деница
Факты говорят об одном: западные кураторы толкают Украину к развязыванию неограниченной морской войны в стиле гитлеровских адмиралов. Целей у таких действий может быть несколько. Во-первых, нанося удары по гражданским судам, следующим в российские порты, режим Зеленского пытается нарушить работу российской экономики, поскольку черноморские гавани играют большую роль в связях России с перспективными африканским и азиатским направлениями. Во-вторых, преследуются чисто военные цели — Запад, прежде всего Британия и США, старается украинскими руками нанести как можно больший урон Черноморскому флоту, чтобы парализовать его действия и позволить превратить Черное море во внутренний водоем НАТО. Наконец, в-третьих, большую роль играет психологический фактор. Общественное сознание населения морских держав, к коим следует относить Россию, болезненно воспринимает факты повреждения или потопления крупных кораблей: вспомним реакцию англичан на гибель «Худа» и американцев — на удар по Перл-Харбору.Террор может быть и средством принуждения России к продлению зерновой сделки. Впрочем, вряд ли в Москве на это пойдут.Судя по угрозам Зеленского, пообещавшего лишить Россию флота в случае продолжения атак на порты Украины, и выпуску возмутительного предупреждения о военной угрозе в черноморских портах РФ, сбавлять обороты киевский режим не намерен. Москва, очевидно, воспримет эти нападки всерьез и одновременно займется улучшением обороны своих портов и кораблей, а также усилит удары по местам базирования украинских дронов-камикадзе. Не исключено, что будет реализована угроза рассматривать идущие в украинские порты суда в качестве законных целей.
Дальнейшая эскалация грозит перерасти в ремейк ирано-иракского противостояния 1980‑х годов, когда обе стороны охотились за танкерами и транспортными судами друг друга. Неизбежным следствием этого станет перерубание нитей логистики, коих в Черном море великое множество, что выключит из и так держащейся на грани кризиса мировой экономики еще один важнейший компонент.