Вымогая несуществующий долг, коммерсанты взяли в заложники бывшего партнера

Опасные партнеры

В «смутные» годы деловые отношения нередко перерастали в криминальные

Одно из характерных явлений 1990-х — наезды, которым подвергались предприниматели со стороны преступных группировок. Однако бывало и так, что бизнесменам приходилось искать защиты от собственных деловых партнеров, взявших на вооружение бандитские методики. Житель Светлогорска познал это на собственном опыте.

Коллаж Ольги Александровой

Долгие проводы

Все началось, когда к Сергею Бочкареву (имена и фамилии изменены), работавшему заместителем директора в одной из фирм, обратился некто Валентин Петровский. Он тоже занимался бизнесом и предложил заключить договор на поставку мебели. Вскоре фирма Бочкарева получила партию товара, который на складе не залежался. Расчет же был произведен по бартеру — материальными ценностями, отгруженными в адрес партнера. 

Однако в дальнейшем поставки срывались одна за другой, и Сергей решил прекратить сотрудничество. Петровский воспринял новость спокойно. Бизнес есть бизнес — всякое бывает. Теперь уже бывшие партнеры подписали акт взаимозачета, согласно которому не имели претензий друг к другу. Никто никому ничего не должен — и точка. Но оказалось, что это — многоточие, за которым последовало неожиданное продолжение.

Периодически Петровский названивал, убеждая Бочкарева возобновить сотрудничество, однако тот не хотел. Тогда после очередного отказа гомельчанин заявил, что понес по вине Сергея большие убытки и потребовал их возмещения. Речь шла о сумме, эквивалентной 20 тысячам долларов.

К переговорам подключился товарищ Валентина — бывший российский военный Георгий Шлык. Впрочем, и он не мог обосновать суть претензий. Бочкарев, апеллируя к своему экземпляру акта взаимозачета, не мог понять, чего от него хотят. Шлык и Петровский убеждали его заключить новую сделку с какими-то москвичами. Наученный горьким опытом Сергей отказывался. И тогда компаньоны решили действовать иначе.

Пленник взаперти

В конце сентября Бочкарев гостил у знакомого в Житковичах. Однако навязчивые компаньоны нашли его и здесь, настойчиво предложив проехать с ними. Сергей, находясь в подпитии, поддался на уговоры. За руль его «Ауди» сел Валентин, следом поехал Георгий. К ночи добрались до Гомеля, остановившись в доме Петровского. А утром хозяин завел старые песни на новый лад, пустив в ход шантаж. Бочкареву пригрозили, что в его автомобиль подбросят наркотики, которые совсем не случайно найдет милиция. 

Сергей выглянул в окно и, не увидев своей «Ауди», начал осознавать, что попал в передрягу. Он вспомнил, что Пет­ровский куда-то поехал на его машине, а вернулся без нее.

И все же сдаваться коммерсант не хотел. Чуть раньше он звонил жене и, сообщив адрес, просил приехать за ним. Теперь требовалось выиграть время. Но его как раз таки и не было. Не выдержав давления, Бочкарев написал фиктивные долговые расписки. Однако и после этого в покое его не оставили.

«Партнеры» перевезли Сергея в какую-то квартиру, фактически превратив его в заложника и требуя выкуп за освобождение. Очередной конфликт между ним и Валентином произошел ночью. Последний набросил на шею пленника электрошнур и, туго затягивая, пригрозил:

— Не отдашь бабки — задушу.

Назавтра Бочкарева перевезли в другую квартиру и заперли на пару суток. А чтобы не вздумал сбежать — забрали одежду.

Случайное спасение

Тем временем встревоженная странным звонком жена Сергея и его брат приехали в Гомель. Но по адресу, который успел назвать муж, никого не оказалось. Тогда родственники заявили в милицию.

К тому моменту вымогатели вместе с пленником выехали в Минск, где еще раньше Бочкарев договорился о продаже автомобиля. После оформления справки-счета вместе с покупателем решили съездить в Светлогорск, чтобы забрать комплект зимней резины для колес.

По дороге в очередной раз началась перебранка. Петровский сыпал угрозами, требуя, чтобы должник вернул деньги в ближайшее время. Иначе… Сидевший за рулем Сергей неожиданно нажал на тормоз. После чего покинул салон и, хлопнув дверью, пошел вдоль трассы. Петровский выскочил следом и, настигнув пленника, поволок его обратно. Открыв заднюю дверь, затолкал Бочкарева в салон, где его подхватил Шлык. За всем этим, не понимая, что происходит, наблюдал ошарашенный покупатель. Впрочем, остаться сторонним свидетелем ему не удалось. Во время потасовки попутчики приказали минчанину достать документы из карманов Сергея. Мужчина подчинился и передал бумаги вместе с ключами и телефоном Шлыку.

В какой-то момент Сергей прекратил сопротивление. Но едва преступники ослабили хватку, выскочил на трассу и стал звать на помощь ехавших мимо водителей. Пет­ровский бросился следом. Оставшийся в машине Шлык показал покупателю расписки и потребовал деньги за автомобиль: мол, все равно владелец отдаст их им в счет долга. Напуганный непонятными разборками покупатель вручил 4300 долларов. Удовлетворенно кивнув, Шлык выбрался из иномарки, а ее новый хозяин ударил по газам. 

Петровский почти настиг Бочкарева, когда, на его счастье, одна из машин остановилась. За рулем находился инспектор по делам несовершеннолетних Пуховичского РОВД. Он счел своим долгом вмешаться и попытался выяснить, что здесь, собственно, происходит. Утративший пыл Петровский резко сдал назад.

Перепуганный Бочкарев, напротив, забился в машину случайного спасителя, сбивчиво объясняя, что и почему. В отделе, трясясь от холода и страха, коммерсант написал заявление.

Всем по заслугам

В ходе следствия всплыли и другие темные дела Петровского. Стало известно, что он мошеннически завладел 62 тоннами пшеничной муки. Сбыв ее, даже не думал рассчитываться с поставщиком.

Также выявили факт сокрытия доходов в крупном размере. Но и это была лишь верхушка айсберга экономических преступлений. Их расследование выделили в отдельное делопроизводство.

На суде, изучавшем обстоятельства похищения, Петровский и Шлык категорически отрицали вину. Им вторили несколько свидетелей, которые якобы были в курсе. Проанализировав показания, суд счел их ложными и противоречивыми, в то время как доказательства, собранные следствием, выглядели убедительно. Как и перечень вменяемых преступлений: вымогательство с угрозой распространения клеветнических сведений и убийства; незаконное лишение свободы; грабеж с применением насилия, совершенный группой лиц; угон автотранспорта; хищение личных документов; уклонение от налогов и мошенничество в особо крупных размерах. Все это потянуло на приличные сроки — 7 лет и три месяца для Георгия Шлыка и 8 лет для Валентина Петровского.

Помимо Сергея Бочкарева, во всей этой криминальной истории пострадал и минчанин, купивший его машину. Поскольку денег за нее бизнесмен не получил, сделка была признана недействительной, а иномарка возвращена хозяину.

prolesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter