Фото: news.un.org
Согласно Уставу ООН, Совет Безопасности ООН наделен главной ответственностью за поддержание международного мира и безопасности и может собираться в любое время при наличии угрозы миру. Решения, принятые Совбезом, являются обязательными к исполнению для всех государств — членов ООН.Вот только принимать какие-то важные решения Совбезу с каждый годом все труднее. Существующее у постоянных членов органа право вето и непримиримые противоречия между ними превращают процесс принятия решений в балаган, где каждый требует решений, исходя исключительно из собственных, а не общемировых интересов. Особенно заметно фактическое бессилие Совбеза, когда есть необходимость принятия экстренных решений, от которых зависит судьба регионов мира.
Без Африки уже никак
В Совете Безопасности ООН пять постоянных членов: Россия, Китай, Великобритания, США и Франция. Все они обладают правом вето. И десять непостоянных членов, избирающихся на двухгодичный срок. По данным ООН, в настоящий момент непостоянные члены Совбеза: Албания, Бразилия, Габон, Гана, Мальта, Мозамбик, ОАЭ, Швейцария, Эквадор, Япония. Эти страны правом вето не обладают. Именно в постоянные члены Совбеза генсек и предложил включить представителя Африки.
«Совет Безопасности был создан победителями во Второй мировой войне и отражает структуры власти того времени, — сообщил собравшимся Антониу Гутерриш. — С 1945 года мир изменился, но состав Совбеза, несмотря на некоторые изменения, не идет в ногу со временем. В 1945 году большинство современных африканских стран все еще находились под колониальным господством и не имели права голоса в международных делах. Это привело к вопиющему упущению, которое до сих пор остается нерешенным: в Совете Безопасности нет постоянного члена, представляющего Африку, а число избранных членов от континента не соответствует его значимости».По словам Генерального секретаря, Африка вообще недостаточно широко представлена в структурах глобального управления, но эти структуры призваны решать проблемы Африки, которых у нее достаточно. Практически половина всех страновых или региональных конфликтов, включенных в повестку дня Совета Безопасности, касаются Африки. Гордиться, конечно, нечем, но ситуация сейчас именно такая.
«Глобальная безопасность невозможна без безопасности в Африке, — подчеркнул Генеральный секретарь ООН. — Тем временем африканские страны страдают от непосильного долгового бремени и недостатка финансирования из-за глобальной финансовой архитектуры, в которой они недостаточно представлены. Они страдают от жестоких наводнений и засух, вызванных климатическим кризисом, к которому они не причастны. Но, несмотря на все это, Африка доказала, что является надежным партнером в борьбе за мир как на самом континенте, так и за его пределами».
Генассамблея поддерживает
Генеральная Ассамблея ООН и некоторые постоянные члены Совета Безопасности давно призывают Совбез исправить существующую несправедливость, включив в него постоянного представителя от Африки.Деннис Фрэнсис, председатель Генеральной Ассамблеи ООН, поддержал Генсека:
— Все чаще раздаются легитимные призывы к созданию более представительного, более чуткого, демократичного и прозрачного Совета Безопасности. Кроме того, звучат голоса, призывающие к активизации деятельности Генеральной Ассамблеи, которая не только должна играть более значимую роль в вопросах мира, но также поддерживать Совбез в роли главного гаранта международной безопасности.
Позиция председателя Фрэнсиса понятна — Генассамблея уже много лет страдает от своей второстепенной роли в ООН и отсутствия мандата принимать решения, которые все государства — члены ООН обязаны исполнять. Поэтому возможность вмешиваться и реформировать деятельность Совбеза ООН для Генассамблеи давняя и пока несбыточная мечта. Такого же мнения в основном придерживаются и члены Генассамблеи, вместе со своим руководителем страдающие от собственной «неполноценности».А вот постоянные члены Совбеза ООН смотрят на проблему с разных точек зрения.
Франция бы изменила многое
Постоянный представитель Франции при ООН Натали Бродхерст высказала позицию своей страны:— Позиция Франции ясна и неизменна: ненормально, что Африка, на долю которой приходится более четверти государств — членов Организации Объединенных Наций, не представлена среди постоянных членов Совета Безопасности. Это должно и может измениться сейчас.
По словам Бродхерст, реформу Совбеза ожидает подавляющее большинство государств — членов ООН. А расширение Совета Безопасности необходимо, чтобы укрепить его легитимность и представительность и сохранить при этом его способность принимать эффективные решения.
Правда, представитель Франции почему-то не упомянула о том, что реформирование Совбеза ООН для ее страны это прежде всего ограничение права вето для его постоянных членов. Именно Франция в 2013 году первой в ООН выступила с инициативой об отказе от этого права. Позже соавтором инициативы стала еще и Мексика. Франция и Мексика предложили членам Совбеза добровольно отказываться от использования права вето в случаях геноцида, преступлений против человечности и широкомасштабных военных преступлений. И это означало бы фактически полный отказ от возможности блокировать решение Совбеза, потому что он в основном и собирается для решения проблем, связанных с геноцидом, преступлениями против человечности и широкомасштабными военными преступлениями.С 2013 года инициативу поддержало более 100 государств — членов ООН. Сейчас противники права вето уже требуют полного отказа постоянных членов Совета Безопасности ООН от него. Однако право вето используется в ООН и сегодня.
США хочет создать коалицию
Выступившая в ходе заседания посол США при ООН Линда Томас-Гринфилд сказала:— Когда мы говорим о реформировании Совета Безопасности, мы должны помнить, что мы делаем это не только ради блага африканских стран, но и для укрепления международного мира и безопасности для всех нас, потому что мы все выигрываем, когда африканские лидеры сидят за столом переговоров.
Томас-Гринфилд также напомнила, что два года назад президент Джо Байден в своем выступлении на Генеральной Ассамблее ООН заявил о поддержке США идеи постоянного представительства в Совбезе стран Африки, а также Латинской Америки и Карибского бассейна. Такая позиция вполне понятна — США хотят создать в Совбезе собственный альянс, который позволит протаскивать через ООН нужные стране решения. Поэтому чем больше постоянных членов, поддерживающих плотные «дружеские» отношения с Америкой, будет в Совете Безопасности и чем быстрее постоянные члены будут лишены права вето, тем лучше для США.«Я встречалась с лидерами из разных стран мира, чтобы выслушать их точку зрения на реформу Совета Безопасности, — сказала Томас-Гринфилд. — Наши подходы и идеи часто отличаются, но мы сходимся в одном: мы согласны с тем, что существует проблема, и готовы ее решать».
Россия против американской коалиции в Совбезе
А вот позиция России в этом вопросе достаточно осмотрительная. Нет, РФ давно и последовательно поддерживает включение в постоянные члены Совбеза представителей Африканского континента. И не только Африканского.«Эта тема имеет для нас особую важность, поскольку Российская Федерация является одним из наиболее последовательных сторонников реформирования Совета Безопасности с тем, чтобы его состав отражал многополярную природу современного мира, — заявил в ходе заседания исполняющий обязанности Постоянного представителя Российской Федерации при ООН Дмитрий Полянский.
Он подчеркнул, что Россия «недвусмысленно выступает за расширение Совета исключительно за счет развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки».
Однако, по словам российского дипломата:
— К сожалению, в последние годы наблюдаем от ряда наших коллег достаточно конъектурный подход к включению в состав Совета новых представителей Африки. Если внимательно приглядеться к их аргументам, то несложно убедиться, что их больше заботит, чтобы вместе со странами Глобального Юга в постоянный «пул» Совета попали их страны — союзники по блоку НАТО. При этом совершенно очевидно, что западные страны, строго придерживающиеся блоковых подходов, уже существенно перепредставлены в Совбезе. Призываем наших африканских коллег проявлять бдительность и не совершать ошибку: преодолеть историческую несправедливость в отношении Африки при параллельном вхождении в Совет Безопасности ООН новых западных членов не получится».
Представитель Африки требует больше, чем предлагают
Выступавший в ходе заседания Джулиус Маада Био, президент Сьерра-Леоне, чья страна в августе председательствует в Совете Безопасности, отметил, что он «выступает как представитель континента, который долгое время был недопредставлен в процессах принятия важных решений в вопросах мира и безопасности».По словам Джулиуса Маада Био:
— Спустя почти 80 лет после своего создания Совбез «застрял во времени», его несбалансированный состав противоречит современным реалиям и несправедлив, что подрывает легитимность и эффективность этого высокого органа. А нынешняя структура Совета Безопасности отражает устаревший мировой порядок, эпоху, которая не признает растущее значение и вклад Африки.
От лица всех стран Африки президент Сьерра-Леоне потребовал предоставить континенту два постоянных места в Совете Безопасности и два дополнительных непостоянных места, доведя общее число непостоянных мест до пяти. Выбирать постоянных членов Совбеза от Африки, по его словам, должен Африканский союз. Запросы у стран Африки, от имени которых выступал Маада Био, конечно, масштабные. Но это совсем не значит, что в Совбез действительно будет включено такое количество представителей от стран Африканского континента. Тем более что и Генсек ООН упоминает представительство Африки в Совбезе ООН, используя слово «представитель». Но, как говорится, проси больше, что-нибудь да получишь.«Африка хочет, чтобы право вето было отменено, — завершил свое выступление Маада Био. — Однако, если государства — члены ООН хотят сохранить право вето, оно должно быть распространено на всех новых постоянных членов».
То, что представитель Африканского региона когда-нибудь появится среди постоянных членов Совбеза ООН, уже не вызывает сомнения — такое изменение давно назрело, и оно вполне оправдано. А вот в каком качестве и с какими полномочиями будет этот представитель, а также каким образом он будет выбираться, будет решаться еще долго и мучительно. Как и все, что решается сейчас в Совете Безопасности ООН.