30 мая. Утро. Еду на работу. Ты-дын — пришло напоминание на телефон: у тебя сегодня ЦТ по русскому. Судорожно проверяю сумку. Пропуск на тестирование есть, ID-карта с собой. Осматриваю себя: черное платье — нормально, на деловой стиль катит. Надо где-нибудь купить черную гелевую ручку! Еду по городу, высматриваю киоски «Белсоюзпечати» и обращаю внимание, как нарядные дети целыми классами, подобно ручейкам, стекаются к местам сдачи тестов. Сегодня, ребята, я с вами!
Должно повезти
Коллега по работе с утра пожелал удачи и сделал отрезвляющую ставку: «Думаю, 56 баллов наберешь!» Я даже обиделась. В меня вообще мало кто верил. Ну и что, что ты целый редактор отдела и каждый день имеешь дело с «великим» и «могучим». «А что ты помнишь про сослагательное наклонение и страдательные деепричастия?» — ерничал коллега-филолог. В основном знакомые, узнав про мою задумку сходить на ЦТ, пожимали плечами: «Оно тебе надо?!» Но я держалась стойко: вот люблю преодоление!…У восьмого корпуса БНТУ оживленно. Абитуриентов пропускают в здание. Волнуюсь — вдруг с ID-картой будут вопросы, где-то в сетях шумели по этому поводу. Глупости! Все идеально — сверили документы, пожелали успеха и комплимент отвесили. Я внутри, осматриваюсь. Зависть берет: у меня, зрелой тети, трясутся колени, абитуриентам же хоть бы хны. Прихорашиваются у зеркала, пьют кофе из автомата, щебечут — как будто потусить собрались. «Они точно планируют поступать после школы?» — ворчит во мне зануда.
Чтобы унять волнение, разговорилась с солдатами из столичной войсковой части. Ребята абсолютно спокойны. Красавцы в форме широко улыбаются и рассказывают о планах: двое из Гомеля, после срочки планируют поступать в гомельский транспортный университет, один — минчанин, собирается на факультет внутренних войск Военной академии. На мой вопрос «Готовились к ЦТ?» подмигивают: «А мы всегда готовы! И вы не волнуйтесь, все будет хорошо».
Вещи сданы в гардероб. Я уже в аудитории, вытянула место 12. Счастливое — это мой номер в университетской команде по баскетболу, должно повезти. Аудитория заполняется. Девушка, вытянув место номер 13, громко фыркнула. Все в ожидании: кто дремлет на парте, кто нервно пьет воду, много воды, кто крутит на столе черновик. Проверяющий заинтересовался моими наручными часами: покажите их поближе, они не электронные, шпаргалок там нет? Конечно, нет!
Квест начинается
…Организаторы раздают задания. Я потираю руки — как любитель кроссвордов, перед которым положили свеженький. Что-что? Целых четыре страницы с заданиями? Шутите? Благо у нас два часа. Какой-то парень сдается буквально спустя три минуты после раздачи тестов. У всех вопрос на лице: все так плохо? Проходит 15 минут — и еще один абитуриент нас покидает.
Щелкаю задания с хорошей скоростью. Моя внутренняя отличница балдеет. Тут пропущенные буквы вставила, тут разобралась, где одна, а где две «н». Выбрала предложения, где должны быть тире. Все запятые расставила. Смотрю, правильно ли оформлена прямая и косвенная речь… Все знакомо, любимо — как будто на работе.
К слову, правилам пунктуации посвящена довольно весомая часть теста. Вернусь с ЦТ — расскажу дочке-школьнице.Первые полчаса все идет в темпе, со смаком. А потом… То ли в аудитории надышали, то ли волнение стало накрывать — крестики, клеточки поплыли перед глазами.
Диана Дзюкова: «Тактику выбрала такую: посмотрела задание — ответила сразу и больше не возвращаюсь».
А на большом научном тексте я и вовсе присела. Земная кора, горные породы, сложенные из разных по структуре и свойствам минералов. Перечитываю снова и снова: углеводороды, кварц, слюда, кристаллизация — текст мне явно не нравится. А ведь к нему привязана немалая часть заданий В. Определить тип, стиль, подтемы… Дальше еще лучше: в предложении 12 найдите словосочетание с согласованием и выпишите зависимое слово. Логика, выручай! Выписала три словосочетания на черновик. Два по структуре одинаковые — значит, третье — то самое, ведь мне нужно одно. Выписываю зависимое слово. Надеюсь, не ошиблась. Аж пот на лбу проступил, пока разобралась.
Сомнения — на ладошке
А вот еще задание: банковский счет пополнился (пятьсот) рублями. Слабо поставить в правильной форме числительное? Я написала: пятьюстами. Гугл потом поддержал, сказал, правильно. А было вообще легкое задание. Дали фразеологизм: пересчитать по пальцам. И варианты его значения, что-то вроде: расточительно, убедительно, продолжительно, мало… Конечно, правильный ответ: мало. Мое любимое задание было связано с семеркой. Надо определить, что за часть речи. В колоде семерка и туз. Уверена: существительное. Семизначный код — прилагательное. Всемеро больше — наречие. Ну и так далее. Забавно.
Понравилось искать речевые и синтаксические ошибки. Вот пример. На веранде стоял обтянутый натуральной кожей диван из дерматина. Нашли подвох? А в этом предложении? Путешествуя по разным странам, мой альбом пополнялся фотографиями. Вы поняли: вряд ли альбом путешествует.
Еще разбираем слова на морфемы. Приставки, суффиксы, окончания — с этим в голове полный порядок. Дочка в шестом классе, помогала ей и сама освежила знания. Неплохо — прошел час и 20 минут, а у меня все готово. Возвращаться и перепроверять себя по всем заданиям не стала: сейчас начну ковыряться — наделаю ошибок. Пусть все будет как будет.
Тимофей Дорош: «Мне бы баллов 70 по русскому набрать — и я в студентах БНТУ!»
Черновики забирать с собой не разрешалось. Пришлось все свои сомнения записать на руке, чтобы потом проверить себя. Выхожу из корпуса — снаружи муравейник. Ребята отзваниваются мамам, бурно обсуждают вопросы, где действовали наугад. Но в целом кругом витает всеобщее облегчение. Испытание пройдено, ждем результатов.
А я счастлива вдвойне — хорошо, что это единственное централизованное тестирование, куда меня занесло!
Угадайте
Как думаете, сколько баллов набрала наш журналист на ЦТ по русскому языку?
Присылайте свои ответы на электронную почту ostapchuk@sb.by. Фамилию счастливчика, который угадает точно или будет максимально близок со своим ответом к правде, мы опубликуем в ближайших номерах «СБ. Недели».