Источник: Знамя юности
Знамя юности

Что нужно знать об онлайн-марафонах

Онлайн-марафон. Добежать и не споткнуться

Обрести уверенность в себе, сбросить пару-тройку килограммов, научиться привлекать деньги и вставать в пять утра без будильника. Все это обещают нам создатели онлайн-марафонов, которые сегодня заполонили все социальные платформы – от «Инстаграма» до «ВКонтакте». Принцип прост: вступаешь в группу, переводишь энную сумму на счет ведущего и начинаешь выполнять задания, которые приходят тебе в сообщениях, взамен отправляя кураторам отчеты. В самых жестких проектах за срывы могут исключить, и даже то, что «деньги плочены», не аргумент. Как показывает практика, такая форма работы достаточно действенная и к тому же азартная. Одно дело – просто качать пресс перед телевизором, и совсем другое – чувствовать себя героем реалити-шоу или участником тайного сообщества. Но всем ли это подходит? И какие подводные камни могут быть у онлайн-марафонов? Разбираемся в вопросе.

Не отправили отчет? Вы отчислены!

Рисунок Анатолия Щеголева

Самые популярные марафоны – это, конечно, «похудательные». Два наиболее крупных проекта в рунете, в которых активно участвуют и белорусы, обещают за 30 дней (а именно столько обычно длится программа) избавить от ненавистных килограммов. Кроме того, все, кто достиг впечатляющих результатов, могут поучаствовать в розыгрыше призов: автомобилей, денежных сертификатов.

Вступая в такой проект, ты, по сути, покупаешь лотерейный билет. Правда, чтобы его у тебя не отняли, придется правильно питаться, приседать и стоять в планке.

Почему 30 дней? Знатоки уверяют, что это минимальный срок, за который можно достигнуть видимых результатов, чтобы фото «после» смотрелось эффектно по сравнению с «до». Конечно, гораздо разумнее растянуть марафон хотя бы месяца на два или на три, чтобы погружение в ЗОЖ было более плавным. Но организаторы, видимо, мыслят другими категориями, ведь чем больше сезонов игры они проведут, тем больше заработают.

Самый известный белорусский онлайн-марафон в этом плане выгодно отличается от российских конкурентов. Он более длительный и проходит в три этапа: первый – пять недель, следующие два – по десять. Правда, призов здесь нет: главная награда – подтянутая фигура.

Основал его 26-летний фитнес-тренер, который прославился тем, что показательно набрал 20 лишних килограммов на чипсах и гамбургерах, а затем сбросил их за сравнительно короткий срок. Сайт программы гласит, что за два года по  его методике похудели около 20 000 человек. Секрет – правильное питание плюс несложные физические упражнения: отжимания, приседания, планка.

В числе добровольцев оказалась и специалист по таможенному декларированию Александра Исакова. В конце каждой недели Саша получала индивидуальный план питания на ближайшие семь дней, адаптированный для ее возраста и образа жизни. Но просто приготовить и съесть – мало, каждое блюдо нужно было сфотографировать и отправить снимок куратору, закрепленному за группой худеющих. Он же в режиме онлайн отвечал на все вопросы: чем заменить продукт, если его не оказалось в магазине? можно ли съесть лишнее яблоко? когда ждать первых результатов?

Если ты сорвался или вовремя не отправил отчет, рядом с твоей фамилией появляется значок бомбочки – это предупреждение. Три «бомбы» – и ты исключен.

Александра Исакова

Александре такая форма работы понравилась:

– Онлайн-марафон – хороший мотиватор. Чтобы не вылететь, каждое блюдо нужно сфотографировать, а для этого сначала надо его приготовить. А если ты его приготовил, то наверняка и съешь. И хотя я уже не в проекте, многое вошло у меня в привычку: например, я очень люблю выпечку, но осилить целиком кусок торта не могу – слишком сладко. За время участия я сбросила пять килограммов. Если учесть, что мой вес изначально не был большим, это хороший результат. Но некоторые одногруппники теряли и по 20 килограммов, и даже больше.


Ожирение, как и аппендицит, – лечится только очно


Впрочем, наравне с очевидными плюсами минчанка видит и минусы:

– Так как марафон очень популярен, кураторам тяжело запомнить особенности здоровья каждого участника. У нас в группе несколько человек имели проблемы с почками, и ребята изначально просили, чтобы в плане питания учли этот нюанс и ограничили количество белка. Но по факту их диета не намного отличалась от обычной, в итоге у одной из девушек обострилось хроническое заболевание.

Конечно, организаторы предупреждали, что перед началом марафона необходимо проконсультироваться с врачом. Но так как справок никто не требует, это мало кто делает.

И это не единственная ложка дегтя: среди положительных отзывов то и дело проскальзывают отрицательные. Интернет-пользователь Bav1 не скрывает, что осталась разочарована:

– Программа не учитывает состояние вашего организма. Каждому из нас нужен индивидуальный подход, а эта система работает по принципу массовости: назначаем всем одно и то же, а если не худеется, просто снизим количество жиров и углеводов. Мне не подошел этот массовый подход, стала хуже себя чувствовать, странный привкус во рту появился, настроение ухудшилось. В общем, если хотите под одну гребенку – вперед.

Марта Марудова
А что на это скажут специалисты? У врача-диетолога Марты Марудовой отношение к онлайн-марафонам неодназначное:

– Людям, у которых есть сопутствующие диагнозы (артериальная гипертензия, сахарный диабет, cердечно-сосудистые заболевания, эндокринные нарушения), участие в подобных проектах противопоказано.

Если говорить профессиональным языком, ожирение – это хроническое рецидивирующее заболевание, лечить его можно только после полного медицинского обследования и только очно, как, скажем, кариес или воспаление аппендикса. Причем делать это должен специалист, а не просто поклонник ЗОЖ или фитнес-тренер.

Марта советует разграничивать проекты, которые направлены на борьбу с ожирением, и те, которые призваны оздоровить питание. Против вторых врач ничего не имеет:

– Если участникам марафона предлагают избавиться от «пищевого мусора» в рационе (конфеток, печенья, колбасы, фастфуда), ничего плохого в этом не вижу. Это прекрасно и не противопоказано никому, тем более что работа в команде всегда здорово мотивирует. Но если организаторы обещают помочь сбросить 10-15-20 килограммов за короткий срок, сажают участников на жесткую диету, в особенности в сочетании с непривычно высокой физической нагрузкой, в таких проектах лучше не участвовать.

Почему же вместо того, чтобы записаться на прием к профессиональному диетологу и купить абонемент в фитнес-клуб, белорусы приобретают входной билет на виртуальный марафон? 
Да просто потому, что это дешевле: месяц программы в среднем стоит столько же, сколько пару консультаций врача-диетолога в частном медцентре.

– Конечно, всем приятно сэкономить, – рассуждает Марта Марудова. – Но здоровье – не та сфера, где нужно гнаться за выгодой. По сравнению с очным приемом онлайн-марафоны удобны еще и тем, что не нужно никуда ехать, ждать записи к специалисту. Плюс участников «греет» обещанный быстрый результат. Здесь поспешу разочаровать: стройность – пожизненный труд. И похудеть – это еще полдела, самое сложное – удержать сброшенные килограммы.

Диплом против харизмы


Еще один популярный вид интернет-марафонов – психологические. Повысить самооценку и найти внутреннюю гармонию, улучшить отношения в семье и научиться вдумчиво относиться к деньгам – круг вопросов, которые берутся решить виртуальные гуру, необычайно широк.
Ольга Квинт


У психолога Ольги Квинт из Новополоцка большой опыт в организации подобных проектов. Среди них онлайн-марафоны, которые помогают выйти замуж, научиться любить себя, «стать уверенным и получить то, что хочешь». Одни были бесплатными, другие требовали вложений. Средний ценник – 70 рублей за месячный курс.

Конечно, объявляя марафон для дам, желающих обзавестись семьей, никто не обещал, что к концу недели все участницы найдут себе потенциальных супругов, сразу расставляет точки над i Ольга:

– Моя задача – помочь девушкам проработать внутренние проблемы, а также понять, действительно ли замужество – это их личное желание, а не, к примеру, социальная установка, мол, у всех ровесниц уже семьи, и мне тоже нужно.

Подготовка марафона – большая работа. По каждой теме Ольга Квинт снимает десятиминутные видео, готовит текстовый материал, придумывает задания – например, описать отношения в родительской семье, вспомнить главных мужчин в своей жизни, начиная от папы и дедушки, и подумать, за что можно сказать спасибо каждому из них. Эффективность в этом деле измерить сложно, но тот факт, что некоторые дамы переходят из проекта в проект, говорит о многом.

Ольга – дипломированный психолог с 15-летним стажем, что для интернет-марафонов пусть не исключение, но точно не правило. Занятия нередко ведут коучи с сертификатами курсов или даже просто харизматичные дамы и бизнесмены, которые, как им кажется, поняли секрет успеха и готовы поделиться им за энную сумму.

Образование важно, уверена Ольга Квинт:

– Прежде чем участвовать в марафоне, следует поинтересоваться, где и на кого учился ваш будущий наставник.
Также будет полезным почитать его статьи и изучить его страницы в соцсетях. Квалифицированный специалист всегда изъясняется просто и понятно, без агрессии, не нарушает личные границы тех, кто к нему обращается.

Помимо грубости, некорректности и обилия профессиональной лексики насторожить должен такой нюанс:

– Есть проблемы, бороться с которыми дистанционно бесполезно: депрессия, зависимости, глубоко травмирующие ситуации – например, болезненный развод, потеря близкого человека. Поэтому если вам предлагают поучаствовать в марафоне, посвященном избавлению от депрессии или алкоголизма, это, мягко говоря, непрофессионально.

А стоит ли платить?

Николай Михайлов
И еще один вид онлайн-марафонов – образовательные. Фотограф из Речицы Николай Михайлов недавно завершил участие в недельном проекте по фотосъемке, который проходил в «Инстаграме». За 30 рублей участников обещали научить делать качественные фото с помощью телефона. Для этого каждый день организаторы проводили видеоуроки, а также давали задания: снять смартфоном портрет, уличную сценку, пейзаж, абстракцию. Самый удачный снимок (у Николая это автопортрет) можно было выставить на голосование. Победитель получил вознаграждение – 160 рублей. Николаю до первого места не хватило одного лайка. Впрочем, главное не деньги, а новые знания, уверен фотограф:

– Мне кажется, любой марафон – это плюс: узнавая новое, ты развиваешься. В это вкладываться не жалко.

А вот 11-классница из Светлогорска Виктория Ярец выбрала для себя другое направление – марафон по продвижению своей страницы в «Инстаграме»:
Виктория Ярец

 – Я подписана на много популярных профилей и давно мечтала, чтобы мой «Инстаграм» выглядел не хуже. В результате нашла трехнедельный проект, где обещали научить писать грамотные тексты и делать красивые снимки в одном стиле. Программа была бесплатной, единственное условие – подписаться на всех блогеров, которые участвовали в ней в качестве спикеров. В результате они получают новых подписчиков, а ты узнаешь полезные фишки.

Сейчас Вика проходит второй марафон на эту же тему. Школьница уверяет, что те час-полтора, которые она каждый вечер тратит на интернет-обучение, никак не сказываются на успеваемости:

– Правда, есть нюанс: я участвую только в бесплатных программах.

Отдавать за это деньги смысла не вижу, ведь, если постараться, в интернете можно найти абсолютно любую информацию: как вести профиль в соцсетях, похудеть, повысить самооценку. Получается, что, внося деньги за онлайн-марафон, ты просто оплачиваешь собственную лень.

ЧТО ПОЧЕМ

Сколько стоит участие в онлайн-марафонах, посвященных…

…похудению

Цена: 16-380 рублей за 30 дней.

Что обещают: индивидуальный план питания, программу тренировок и, как результат, фигуру мечты.

…уходу за лицом

Цена: 170 рублей за три недели.

Что обещают: определение вашего типа кожи, обучение правильному уходу, самомассажу, подбор косметики.

…увеличению доходов

Цена: 0-50 рублей за месяц.

Что обещают: разобраться в своих отношениях с финансами, проработать страхи и блоки, освоить новые техники привлечения денег.

…освоению новых «скиллов»

Цена: 0-265 рублей за три недели.

Что обещают: научить шить/фотографировать/вести «Инстаграм»/говорить по-английски.

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Виталий Войтко, студент Белгосуниверситета:


– В онлайн-марафонах никогда не участвовал, но такая форма работы достаточно рациональная. Обычно люди ценят то, за что платят, поэтому есть гарантия, что, купив «входной билет», пользователь будет стараться выполнять задания тренера. Кроме того, это хороший шанс для ребят из небольших населенных пунктов получить консультацию экспертов в своем деле, живущих в других городах и даже странах.

Главный минус такого общения, как мне кажется, заключается в отсутствии прямого контакта. К примеру, фитнес-тренер не может поправить участника марафона, если он делает упражнение неверно. Но необходимо понимать: какие бы задания ни давали, ответственность все равно лежит на вас. Никакие рекомендации нельзя воспринимать безоговорочно: нужно адекватно оценивать возможные последствия.

krupenk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter