Документы с фактами из биографии и служебной деятельности этих людей до сих пор проходят под грифом "Совершенно секретно". Вся жизнь разведчиков, наших земляков, о которых мы расскажем, была окружена тайной.
Лурдес слушает...
Герой Советского Союза генерал армии Петр Ивашутин родом из Бреста. С 1931 года в Красной Армии. Окончил Военную школу летчиков и два курса командного факультета Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского. В 1939 году по решению ЦК ВКП(б) был послан на работу в органы государственной безопасности.
Сотрудник военной контрразведки П.Ивашутин участвовал в советско-финской войне, а во время Великой Отечественной, будучи руководящим работником Особого отдела (потом контрразведки "СМЕРШ"), воевал на пяти фронтах, участвовал в обороне Кавказа, освобождал Югославию, Венгрию и Австрию.
После войны Петр Ивашутин проходил службу в Южной группе войск, в Группе советских войск в Германии и войсках Ленинградского военного округа. В 1951 году его назначили первым заместителем председателя КГБ при Совете Министров СССР.
Но всего этого нет в энциклопедиях и различных справочных изданиях. Зато во всех энциклопедиях сказано, что с 1963 года Петр Иванович Ивашутин был заместителем начальника Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. И больше ни слова.
Попробуем восполнить недостающие сведения. Самая большая тайна состоит в том, что почти четверть века - с января 1963 г. по июль 1987 года - Петр Ивашутин был руководителем советской военной разведки, а точнее - начальником Главного разведывательного управления Генерального штаба Советской Армии. В том далеком январе 1963 года он сменил на посту И.А.Серова. Причиной снятия Серова послужило прежде всего разоблачение и арест в октябре 1962 года полковника ГРУ О.Пеньковского, которому тот покровительствовал и который практически в течение двух лет являлся агентом ЦРУ и СИС, передав этим службам огромное количество совершенно секретных материалов.
После прихода Ивашутина в связи с расширением задач, стоящих перед военной разведкой, была проведена коренная реорганизация центрального аппарата ГРУ. Появился целый ряд подразделений, специализирующихся на ведении стратегической, агентурной, электронной и космической разведки, подготовке нелегалов для их последующего внедрения за рубежом, перехвате и дешифровке информации с гражданских и военных линий связи многих стран мира, руководстве деятельностью военных атташатов при посольствах, анализе поступившей информации и т.д.
Кстати, маленькая деталь - начальник ГРУ, или 2-го Главного управления Генерального штаба, подчиненный непосредственно начальнику Генштаба, по своему статусу являлся его заместителем, а его должность соответствовала воинскому званию генерал армии. А большие погоны - это не только огромное могущество...
При Ивашутине действительно многое изменилось в ГРУ - по его инициативе с середины 1960-х годов активизировалась вербовка агентуры в США, Англии, Франции, Швейцарии, Италии, Греции, Швеции, Японии, на Кипре и в других странах, активное внедрение нелегалов в Мексике. В конце 70-х у ГРУ появился ценный агент в Японии. Самое пикантное - им стал один из руководителей японской военной разведки - генерал-майор Киити Миенага. В 60 - 70-е годы военная разведка делала главный упор на научно-технический шпионаж. И это неудивительно, так как в это время отставание СССР в области новейших технологий стало проявляться более отчетливо.
Именно при участии Ивашутина были реализованы крупные комплексные программы развития наземной, морской, воздушной и космической радиоразведки. К примеру, из центра радиоперехвата ГРУ в Лурдесе (Куба), который обслуживали 2.100 специалистов, поступало около 70 процентов всей разведывательной информации по США, чем были очень обеспокоены американские военные. В совместном докладе госдепартамента и министерства обороны США, подготовленном в 1985 году, говорилось: "С этого ключевого поста прослушивания Советы следят за коммерческими американскими спутниками, связью военных и торговых судов, а также космическими программами НАСА на мысе Канаверал. С Лурдеса Советы могут прослушивать и телефонные переговоры в Соединенных Штатах".
Можете себе представить, как обрадовались американские контрразведчики недавнему решению России ликвидировать этот объект... Вот что вспоминал о нашем земляке бывший начальник польской военной разведки генерал-полковник Чеслав Кищяк
: "Генерал армии Петр Иванович Ивашутин - человек интересный. Среднего роста, крепкого спортивного телосложения, выносливый. Он был значительно старше меня. Когда мы были с женами в Омулеве на Мазурских озерах в Польше, то моя жена, которая могла быть его внучкой, не могла с ним конкурировать во время езды на велосипедах...
Голова у него работала отлично, как компьютер. Иногда удавалось перевести разговор на тему Афганистана, и он начинал оперировать фамилиями вождей племен, различиями между ними, кто на ком женат, чья дочь за какого вождя была выдана. Я несколько раз это проверял.
Был случай, когда, спровоцированный Ярузельским, Ивашутин начал сыпать тактико-техническими данными крылатых ракет. Я записал, а потом проверил. Все полностью сошлось.
Он был сообразительным, способным, инициативным и очень уверенным в себе, хорошо знал себе цену. Когда ему сменили три звездочки генерал-полковника на одну большую, я поздравил его с этим повышением. Ивашутин же отреагировал своеобразно, сказав, что если бы он не перешел в контрразведку, то пошел бы гораздо дальше. Звание генерала армии было, по всей вероятности, для него недостаточным..."
Судьба резидента "Яши"
Полковник госбезопасности Яков Серебрянский родился в 1892 году в Минске в семье подмастерья часовщика. Еще будучи учеником четырехклассного городского училища, в 1907 году примкнул к ученической организации эсеров-максималистов. В мае 1909 года был арестован за хранение "переписки преступного содержания" и по подозрению в соучастии в убийстве начальника минской тюрьмы.
С июля 1919 года Я.Серебрянский - начальник Особого отдела Персидской Красной Армии в городе Решт (Иран). В мае 1920 года он работает в центральном аппарате ВЧК, а с октября 1923-го - особоуполномоченным Закордонной части Иностранного отдела ОГПУ.
В 1925 - 1928 годах Серебрянский - нелегальный резидент ИНО ГПУ
в Бельгии и во Франции. С 1 апреля 1929 года назначен начальником 1-го отделения ИНО ОГПУ (нелегальная разведка) и одновременно руководителем Особой группы ("группа Яши") при председателе ОГПУ. Под этим названием действовало независимо от ИНО разведывательное подразделение, задачей которого являлось глубокое внедрение агентуры на объекты военно-стратегического характера на случай войны, а также проведение диверсионных и террористических операций.
В 1930 году Я.Серебрянский вместе с ответственным работником ОГПУ С.Пузицким выехал в Париж для руководства операцией по похищению и вывозу в Москву главы белой эмиграции, председателя РОВС генерала А.Кутепова. Сотрудники опергруппы втолкнули Кутепова в автомобиль, сделали инъекцию морфия и доставили на борт советского парохода, стоявшего в порту Марселя. За удачно проведенную операцию Серебрянский был награжден орденом Красного Знамени.
По завершении этой операции он приступил к созданию автономной агентурной сети в различных странах для организации диверсий на случай войны. Ходит легенда, что, работая за границей, Яков Серебрянский лично завербовал 200 человек...
В качестве разведчика и руководителя группы разведчиков в первой половине 30-х годов он работал в Румынии, США, Франции. В 1934 году Серебрянский был утвержден руководителем спецгруппы особого назначения при НКВД СССР. С его именем связана поставка оружия в республиканскую Испанию. В сентябре 1936 года сотрудники спецгруппы закупили у французской фирмы "Девуатин" 12 новых военных самолетов, которые доставили на приграничный с Испанией аэродром. Оттуда их под предлогом летных испытаний благополучно перегнали в Барселону. Серебрянский был награжден орденом Ленина. И вскоре его назначают начальником спецгруппы Секретариата НКВД СССР.
Летом 1938 года Серебрянского отзывают из Франции и в ноябре вместе с женой арестовывают в Москве прямо у трапа самолета по ордеру, подписанному Берией. Больше года "Яша" содержался под стражей без санкции прокурора. А 7 июля 1941 г. Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила его за "связь с английской и французской разведкой" к высшей мере наказания с конфискацией имущества.
Но приговор не был приведен в исполнение. Уже началась война, и разведке катастрофически не хватало опытных сотрудников. Спустя месяц благодаря ходатайству П.Судоплатова и вмешательству того же Берии решением Президиума Верховного Совета СССР Серебрянский был амнистирован, освобожден из заключения с прекращением уголовного дела и снятием судимости, восстановлен в органах и даже в партии...
С ноября 1943 года Яков Серебрянский находился в особом резерве 4-го управления НКГБ. Сотрудником этого управления он прошел всю войну, участвуя во многих разведывательных операциях. В качестве примера можно назвать вербовку взятого в плен немецкого генерала Редера.
После войны, в мае 1953 года, П.Судоплатов приглашает Серебрянского на работу в центральный аппарат МВД, и вскоре он стал оперработником негласного штаба 1-й категории 9-го (разведывательно-диверсионного) отдела.
Карьера разведчика оборвалась неожиданно. 8 октября 1953 года Я.Серебрянского арестовывают как участника заговорщицкой деятельности Берии. И парадокс - тут же было отменено решение об амнистии от 9 августа 1941 года.
30 марта 1956 года - это почти через три года после ареста! - Я.Серебрянский скончался в помещении Бутырской тюрьмы на допросе у следователя Военной прокуратуры СССР Цареградского.
Уже на исходе советской истории Яков Серебрянский полностью реабилитирован опять, но уже посмертно, восстановлен в партии и в правах на изъятые при аресте государственные награды...
Они служили в разведке
Документы с фактами из биографии и служебной деятельности этих людей до сих пор проходят под грифом "Совершенно секретно".