В Год Собаки две минчанки хотят открыть школу для обучения собак-поводырей

Они работают глазами

Только в общественном объединении «Белорусское товарищество инвалидов по зрению» (БелТИЗ) — 13 тысяч человек с ослабленным зрением. Пять тысяч из них не видят вообще. Некоторым очень нужны хвостатые помощники — собаки-поводыри. Но в нашей стране нет ни одного подготовленного для этого пса. Два кинолога из Минска хотят уже в 2018 году открыть первый и единственный кинологический центр по подготовке собак-поводырей для незрячих людей. Корреспондент «Р» узнала подробности.

Юлия БЕСПЯТЫХ и ее собака Уна

Парень с тростью

«Я приду с собакой», — предупредила до встречи по телефону одна из героинь. В назначенный день мы увиделись с рыжеволосой Юлией Беспятых и ее верной подругой — бордер-колли по кличке Уна. «Рядом, сидеть»,— наклонив голову книзу, дает Юлия задание собачке, и та покорно усаживается. Прогуляемся? 

31-летняя Юлия окончила БГУ, ныне работает менеджером проектов в одной из минских компаний. В 2014-м получила специальность «инструктор-кинолог» в Белорусском общественном спортивном кинологическом объединении (БОСКО), и понеслось: курсы, семинары, лагеря… Ее коллега по социальному проекту Ольга Денис прошла подобный путь. Работает бухгалтером и когда-то также окончила кинологические курсы. У обеих появилась идея не просто обучать дрессировке собак. Юлия Беспятых вспоминает:

— Шла по улице, когда увидела молодого красивого парня с белой тростью — ею аккуратно настукивал: нет ли ямы, бордюра. Подумала тогда: если бы рядом была собака, ему бы не пришлось просить помощи у людей. Обученная собака-поводырь запоминает до 50 маршрутов типа дом — аптека, аптека — банк, дом — парк и так далее, — стоит ей только об этом сказать. Но почему я никогда не видела таких поводырей?

Найти свою дорогу

Вопросы привели девушек в БелТИЗ. Там как раз проводился опрос — по его результатам около 40 незрячих Минска хотели бы завести такую собаку. Команда уверена, что таких людей будет больше. У всех наших стран-соседок, а также в дальнем зарубежье есть кинологические центры, в которых готовят собак-поводырей. Юлия продолжает:

— У нас таких курсов нет. Несколько лет назад этот вопрос поднимался. Даже была договоренность с одним из российских центров о том, что их специалисты готовы обучить наших. Только стоимость была… 20 тысяч долларов. За эти деньги и специалиста обучили бы, и одну собаку-поводыря отдали бы. Но, судя по всему, финансирования не нашлось.

Девушки начали писать обращения в разные школы кинологов. Просили взять на стажировку. Откликнулись из Латвии — помогут обучить бесплатно. Правда, продлится это год. И жить там нужно за свой счет. Увы, покинуть семьи и работу в Минске героини не могут. Да и средств таких у них нет. Еще один вариант, который сейчас обсуждается, — возможно, поможет российский учебно-кинологический центр «Собаки-помощники».

Были ли раньше в стране собаки-поводыри? Были. На весь СССР работала специальная школа в Подмосковье

— Мы бы хотели попасть именно к ним и реализовать их модель обучения у нас. Учиться там нужно будет около полугода. Пока обсуждаем, смогут ли они нас принять, и другие вопросы.

Стоит подготовленный пес больших денег. Цены в ЕС доходят до 50 тысяч долларов! Подготовка собаки — долгий процесс. Начинается все с элементарного — отбора щенков. Не из каждого породистого лабрадора можно сделать поводыря. Для начала — тестирование.

Их так воспитали

— Методов отбора много. Например, представим, вы зашли к заводчику собак, у него в комнате копошатся щенки, — мы с Юлией останавливаемся, Уна рядом. — Вы резко роняете большую связку ключей и наблюдаете. Тот щенок, который поджал хвостик, спрятался, нам не подходит — трусливый. Тот, который загавкал и кинулся кусать ключи — тоже, он агрессивный. А тот, который вначале вздрогнул, но потом помахал хвостиком и пошел нюхать-проверять, что это упало, нам подходит.

После отобранных щенят также отслеживают ветеринары: хорошо ли едят, играют. Собака должна быть в меру любопытна и в первую очередь ориентирована на человека, а не на других собак. После таких псов отдают в волонтерскую семью, где они воспитываются до года. Живет собака, по сути, как обычный питомец, с одним отличием — к ней периодически приходят кинологи обучить курсу послушания — «сидеть», «лежать», «стоять», «ко мне». Показывают, что такое подъезд, квартира, автобус, дети, старики, велосипедисты и как ко всему этому относиться.

Год исполнится — собаку забирают в центр. Там она живет еще около года, с ней занимаются «поводырскому искусству»: как обходить препятствия, запоминать маршруты, траектории, где «право-лево-вперед-назад» и так далее.

— Эти собаки уникальны тем, что даже если мы выучим маршруты незрячего человека по Минску, но он вдруг переедет в Гомель, она и там запомнит новые направления, — поясняет Юлия. — А вот после того как закончились два года обучения всего одного пса, его передают будущему хозяину. Этот человек должен сам пройти небольшой курс в центре, где научится давать команды, да и вообще сойдется характером с новым другом.

Чуткость и внимательность

Кстати, когда на таких животных надевают поводырскую шлейку, они понимают: сейчас я на службе — надо быть чутким и внимательным. Безусловно, в мире технологий, где под все есть приложения, есть программы-помощники в смартфонах и для людей с ослабленным зрением. Да, они хорошие помощники, но никогда не заменят собаку: не выведут на улицу, не заставят в хорошем смысле социализироваться, не предупредят об опасности.

— Породистый щенок в среднем стоит около тысячи рублей — полбеды. Главное — воспитать его, научить многому и будущего хозяина. Но мы уверены, что наши собаки-поводыри не будут стоить десятки тысяч долларов, — мы завершаем прогулку с Юлией и Уной, и последняя подает лапку. — Если к этому проекту подключатся меценаты, спонсоры и все неравнодушные, то наши незрячие смогут получать собак бесплатно. У тех, кому нужны помощь, тепло и забота, будут друзья, у которых есть лишь один «недостаток» — они верят людям и служат им.

Комментарий  в  тему

Михаил АНТОНЕНКО, заместитель председателя ОО «БелТИЗ»:

— Собака заменяет человеку, как бы банально это ни звучало, друга и живого помощника. Есть множество участков, где, как говорят незрячие, «не за что тростью схватиться» — то есть не на что ориентироваться: неудобные дороги, повороты и так далее. Собака там поможет. Плюс собака-поводырь личные границы не нарушает, как человек-помощник, а, наоборот, создает особый комфорт в уединении.

Знаю, как проходит процесс подготовки собак-помощников за рубежом. Например, в США, в штате Флорида, в частном кинологическом центре готовят поводырей не только для слепых, но и для физически ослабленных людей, ветеранов, побывавших в горячих точках. Что касается нас, то в 2010 году мы вносили предложение о создании центра по подготовке в проект комплексной программы социального обслуживания. Вопрос уперся в деньги. Предлагали создать школу при МЧС: там тоже есть свои вопросы. Все-таки в подготовке собак-поводырей речь идет не только об обучении животных, но и незрячих людей.

alinakasel@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter