«А можете рассказать теорему Пифагора?» — неожиданная реплика от девятилетнего Глеба застигла бы врасплох любого педагога начальных классов. Шутка ли, на уроках в младшей школе дети только-только учатся делить в столбик. Ну и как им объяснить катеты и гипотенузы? Но Веронику Юрьевну не так-то просто поставить в тупик. У нее в арсенале есть ответ на любой вопрос — в этом мы убедились.
Шоколадка дружит с послушными
Утро начинается с объятий: так мальчишки и девчонки из 4 «Б» встречают свою классную. Прилежные, собранные, внимательные — ну просто чудо, а не дети! И не скажешь, что в классе их аж 33: такой тишине позавидовали бы даже в библиотеке.— Все дело в том, что у нас есть необычный друг — плюшевая собачка по кличке Шоколадка, — знакомит Вероника Живицкая. — Пес очень внимательный и в течение дня наблюдает за детьми. А после уроков мы выбираем, к кому он пойдет в гости. Шоколадка очень привередлива! Заинтересовать ее может только хорошее поведение на уроке и перемене, а также активная работа в классе. Когда дети начинают шалить, я напоминаю: «Шоколадка за всеми следит».
Удивительно, но это работает! И таких фишек у Вероники много. А чтобы ребята не скучали, она постоянно удерживает их внимание. Только что писала у доски, а через минуту достает разноцветные карточки с рисунками. Девушка не боится включать на уроке музыку или даже мультик. На днях — вспоминает — смотрели «Смешариков», но не просто так, а чтобы нагляднее объяснить тему по ОБЖ. Интересуюсь, где молодая учительница почерпнула столько навыков. Она наверняка из педагогической династии!
— А вот и нет! Никто даже представить не мог, что пойду работать в школу, — удивляет Вероника. — У прадедушки была мечта, чтобы мой папа стал врачом. Но не сложилось. Зато этой идеей загорелась я: очень хотелось порадовать родных. Сначала о педагогике даже думать боялась, казалось, что всех огорчу, выбрав другую сферу. Но сейчас безумно счастлива!
Профориентация в деле — определиться девушке помогли как раз студенты БГПУ, которые приехали в ее школу рассказать о вузе и специальностях. Но почему Вероника решила работать с самыми маленькими детьми?
— У нас на День учителя была традиция: старшие школьники заменяли педагогов у младших. В класс шла уверенно, а переступив порог, испугалась: как отреагируют ребята? Но, что бы я ни говорила, они проявляли такую заинтересованность! Обращались ко мне по имени-отчеству, а на перемене подходили обниматься. Этот момент тронул больше всего. Закончив уроки, мгновенно почувствовала: здесь, среди малышей, мое место.
Утром — пары, вечером — тетради
БГПУ Вероника вспоминает с теплотой и благодарностью. Говорит, именно в вузе осознала, что значит педагог с большой буквы. А для себя вынесла очень важный урок:— Один преподаватель как-то сказал: главное — не просто дать детям материал, а научить их учиться. Ведь современные школьники и так информированы обо всем. Мир для них доступен, удивить чем-то очень тяжело. Вот я и стараюсь сподвигнуть их к открытиям, заинтересовать узнавать новое. Но не все подряд, а то, что действительно полезно.Получается ли? Девушка самокритична: в первый год с этим заданием она справилась не на отлично. Кстати, Вероника переступила порог 52‑й средней школы Минска задолго до получения диплома — работать начала сразу после третьего курса:
— Школа-новостройка понравилась сразу: яркая, удобная, особенно блок, где учатся малыши. Да и коллектив молодой: влилась быстро, а теперь даже могу сказать, что мы стали близкими друзьями. Конечно, совмещать с учебой было непросто: до обеда проводила время в вузе, а во вторую смену работала. Многое не успевала, ночами приходилось проверять тетради и готовиться к парам. Но спустя месяц научилась распределять время.
Вероника вспоминает свой главный страх: что подумают родители детей, которых учит студентка? На первом собрании не нашла в себе силы рассказать: еще не получила диплом.
— А потом мы раззнакомились, и я выдохнула. Родители у нас великолепные! Боялась, что они не воспримут меня как учителя. Но в ответ почувствовала огромную поддержку.
Все — любимчики
В этом году День знаний у молодой учительницы прошел на одном дыхании: уже знакомые ей ребята с восторгом бежали в класс, предвкушая интересный учебный год. А сама Вероника не перестает удивляться: какие же ее малыши разумные и любознательные!— С ними каждый новый день не похож на предыдущий. Любят ставить в тупик вопросами, очень мудро рассуждают, делятся секретиками. Одна только история про теорему Пифагора чего стоит! Я ведь попыталась объяснить, но детским языком. Глеб слушал внимательно, а потом сказал: «Вы, конечно, правы, Вероника Юрьевна, но в теореме Пифагора речь про катеты и гипотенузы, а треугольник называется прямоугольным...»Кстати, разумный не по годам Глеб не любимчик молодой учительницы. Все просто: любимчиков у нее нет!
— Дети все видят и чувствуют, поэтому никого нельзя ставить выше других. Я стараюсь вести себя со всеми одинаково. Как раз в прошлом году начала ставить оценки — это был стресс для ребят, да и мне непривычно. Чтобы не навредить, хотелось где-то поддержать, завысить. Но с тех пор как все поняли, за что можно получить твердую 10, журнал заполняю максимально справедливо. Очень горжусь нашим классом: в прошлом году в параллели у нас был самый высокий средний балл за год. А это показатель общего труда. Хотя всегда говорю: оценки не самое главное.
Важно, чтобы ребенок вырос счастливым, любил свою семью и гордился родной страной. Именно такие ценности стараюсь прививать каждому.glushko@sb.by