Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Он был из тех, кто верил в свою звезду». Кирилл Мельник – о художественном наследии Михаила Савицкого

Он верил в свою звезду

В пятницу, 18 февраля, знаменательная дата в истории белорусского искусства: исполняется 100 лет со дня рождения народного художника Беларуси и СССР, Героя Беларуси Михаила Савицкого. Накануне юбилея живописца мы побывали в Художественной галерее Михаила Савицкого вместе с искусствоведом Кириллом Мельником и поговорили о том, какой вклад внесли работы мастера в национальное и мировое искусство, а также о том, как трансформировался его стиль. 

Шаг первый. Ранние работы

  – В экспозиции представлены графические работы Миха­ила Андреевича: они стали достоянием общественности только после смерти наследников художника. Это, можно сказать, неизвестный ранее Савицкий, который находился в состоянии становления. Для меня, как исследователя творческого пути Михаила Андреевича, эти работы представляют особенный интерес. Они были созданы во время его обучения в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова. Это уникальные работы, демон­стрирующие высочайший уровень мастерства, умение изобразить обнаженную натуру, владение академическим рисунком и композиционным мастерством. О чем это говорит? Савицкий основательно подошел к изобразительному искусству, получил серьезнейшую подготовку, с которой отправился в самостоятельное плавание. Когда Михаил Андреевич окончил институт, он достиг уже достаточно зрелого возраста – ему было 35 лет. Савицкому предстоял долгий период самоопределения: художник искал свой путь в искусстве, стремился найти круг своих тем и форму их выражения.

Шаг второй. В центре внимания – человек 

Михаил Савицкий
– Первые картины Савицкого, уже профессионального художника, написанные им после возвращения в Минск в 1957-м, весьма разнородны. Он начинает осваивать тему повседневной жизни и труда своих соотечественников, о которых стремится рассказать уважительно и искренне. Эта тема звучит в монументальном произведении «В поле»: на свежеубранном хлебном поле стоят пять крестьян, которые сосре­доточенно думают о чем-то своем. Художник изобразил людей, размышляющих о труде хлебо­роба, показал их преданность созидательному труду на земле. Еще одну мирную сцену из сельской жизни мы видим на по­лотне «Урожай»: здесь присутствует и определенная повествовательность, и образ­ность, и обобщение. На лицах сельских тружеников читаются достоинство и гордость за свой труд, счастье чувствовать себя хозяевами на своей земле. В усталых рабо­чих руках – пригоршни зерн­а, золотой цвет хлебного поля приобретает под кистью художника особую красоту и выразительность.

Несмотря на то что кисти Савицкого принадлежит не один десяток портре­тов (в экспозиции галереи представлены работы, на которых изображены его мать, жена Маргарита Захаровна, сын Андрей и даже классики русской и белорусской литера­туры), он понимал, что это не совсем его жанр, и сам себя портретистом не считал. Его жанр – тема­тическая картина. Там он реализовал себя в полной мере.

Закономерно, что, будучи очень образованным в художественном плане, Савицкий заимствовал некоторые приемы у разных мастеров ХХ века – так он вырабатывал свой собственный стиль. В свое время он учил меня: «Кирилл, ты можешь выбрать какую-то одну манеру, скажем, стилизацию старой живописи, но ты не должен останавливаться на этом, должен быть в динамике и искать новые пути выражения». К примеру, сохранились работы Михаила Андреевича, ко­торые представляют собой синтез станковой живописи и иконы. Для Савицкого, выходца из старообрядческой семьи, ориентир на исконно русскую культуру, а не привнесенную извне или заимствованную западную, был естественен во все периоды творчества.

«Урожай»

Шаг третий. «Черная быль»

«Аллегория Чернобыля»
– Центральное место в творчестве Савицкого занимает художественный цикл «Цифры на сердце», созданный им в период творческого расцвета и запечатлевший страшную правду о военном прошлом и пережитом в фашистских концлагерях. В серию вошли 16 работ, все они сейчас находятся в коллекции Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны. Этот цикл представляет собой уникальное явление в истории не только белорусской, но и мировой живописи.

В 1987–1993 годы Михаил Андреевич создает цикл «Черная быль», состоящий из десяти монументальных полотен. Савицкий стал одним из первых художников, который на языке живописи заговорил о последствиях аварии на Чернобыльской АЭС. В картинах «Эвакуация», «Зрячий», «Крест надежды», «Покинутые», «Доля» он отразил события постчернобыльской жизни людей. В работах «Реквием», «Чернобыльская Мадонна», «Аллегория Чернобыля» запечатлен тяжелый путь преодоления катастрофы.

Судьба предоставила мне уникальный шанс познакомиться и общаться с Михаилом Андреевичем: это произошло в Творческих академических мастерских живописи, графики и скульптуры, которыми он руководил. Это был человек невероятной творческой воли и преданности своему делу, для которого живопись занимала главное место в жизни. Он верил в свою звезду – свой талант и предназначение нести красоту и доброту в мир посредством своего искусства. И никогда в этом не сомневался. Главный творческий урок, который я усвоил от него, – постоянно находиться в поиске и не зацикливаться на найденных решениях. Он учил, что нет ничего ценнее человека, а значит, нужно знать себе цену как творческой личности, несмотря на препят­ствия.



   



   
Где: Минск, Художественная галерея Михаила Савицкого, площадь Свободы, 15.

Кто: Кирилл Мельник – доцент кафедры дизайна моды факультета социокультурных коммуникаций БГУ, кандидат искусствоведения, художник.
derzhanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter