Эффектной точкой VI Международного фестиваля Юрия Башмета стала концертная программа «Классика встречает рок», когда в Минском Дворце спорта на одной сцене сошлись огонь и лед. Украинская группа «Океан Ельзи» сыграла свои хиты в сопровождении Государственного академического симфонического оркестра под руководством Александра Анисимова. И пусть из зала порой не было слышно ни струнно–смычковых, ни медных духовых. Зрелище того стоило...
Что ж, рано или поздно каждый уважающий себя музыкант заставляет целый оркестр разучить ноты его песен. Для коллектива Александра Анисимова опыт сотрудничества с «Океаном Ельзи» не стал уникальным. Они уже играли совместные программы с группами «Скорпионз», «Новый Иерусалим» и «Яблочный чай». С творчеством группы «Океан Ельзи» маэстро Анисимов до нынешнего фестиваля был незнаком. Сразу после концерта возбужденный Александр Михайлович выдал нам первые впечатления от услышанного:
— Все это очень интересно. Но, на мой вкус, в музыке «Океана Ельзи» присутствует некоторое однообразие. Полагаю, это из–за самобытности солиста. С пятой песни мне уже все стало понятно и я спокойно наблюдал за тем, как беснуется в хорошем смысле этого слова молодежь. Весь вечер у меня на уме была 9–я симфония Бетховена. Я думал о том, что было бы неплохо после выступления группы «О.Е.» сделать небольшой перерыв, минут на 15, а потом сыграть для этой многотысячной публики Бетховена. Вот это было бы событие, а?
— В таком случае, Александр Михайлович, расскажите, какие все же музыкальные открытия подарил вам нынешний фестиваль Башмета?
— На этом форуме я впервые играл концерт для альта с оркестром У.Уолтона — это радостное для меня музыкальное событие. Запомнится для нашего коллектива и дебютное исполнение симфонии Г.Берлиоза «Гарольд в Италии». В целом программа феста была очень насыщенной, профессиональной и, я бы даже сказал, вдохновенной.
Нельзя не согласиться. В этом году фестиваль, очевидно, попытался избавиться от филармонических штанишек: концерт — открытие форума состоялся в цирке, закрытие — во Дворце спорта. Прием публики, когда задолго до начала представлений в кассах не было билетов, говорит о том, что необычные площадки и легкий фьюжн пошли фесту на пользу. Не собирается сбавлять обороты и один из организаторов форума, пианист Ростислав Кример:
— Фестиваль–2011 запомнится созвездием имен, аншлагами, необычными проектами. У нас состоялась молодежная академия стран СНГ, где студенты могли в течение недели получать бесплатные уроки у профессоров со всего мира. А потом еще и выступать с ними на одной сцене.
— Ваши эксперименты с рок–концертами и цирковыми представлениями — это желание угодить массовому зрителю?
— На фестивале Башмета проблемы незаполняемости зала не было никогда. Но вы правы, каждый год мы думаем о том, как привлечь еще больше публики, поэтому концертные программы смешанных жанров сохранятся в нашей традиции.
Кроме самого Юрия Башмета, ярким манком фестивальной афиши были музыканты с мировым именем: произведения Шопена или Моцарта исполняли пианист Николай Луганский, итальянский флейтист Массимо Мерчелли, венгерский скрипач Кристоф Барати, обладатели премии «Грэмми», камерный ансамбль «Солисты Москвы», Влада Бережная и Вероника Прадед.
На фестивале состоялась мировая премьера произведения молодого белорусского композитора Константина Яськова «Сны Замковой горы», написанного специально для форума. Его исполнил Государственный академический симфонический оркестр. За дирижерским пультом стоял эстонец Андрес Мустонен. Публика приняла романтичную, воздушную музыку Яськова на ура и полностью попала под ее очарование.
— Константин, вы действительно написали это произведение специально для фестиваля?
— Да. Его дирекция и художественный руководитель Ростислав Кример решили, что в одной из программ обязательно должна быть премьера произведения для цимбал — нашего национального инструмента — и симфонического оркестра. С этой просьбой обратились к Александру Анисимову, и уже он вместе с солисткой Вероникой Прадед решил, что такой проект можно предложить мне.
— Легко ли шла работа?
— Честно говоря, не очень. Нужно было найти баланс между доступным языком и достойным профессиональным уровнем. Чтобы коллеги все–таки не подумали обо мне как о халтурщике. Простота — это почти самое сложное в музыке.
Искренне аплодировал премьере и известный музыкант Геннадий Стариков:
— Я ожидал услышать что–то более традиционное. Меня поразило, насколько органично композитор внедрил цимбалы в европейскую музыку. Ничего подобного до этого не было. Невероятно красивые гармоничные тембральные пласты, настоящее откровение.
Представитель другой музыкальной традиции, дирижер Вячеслав Волич, все же посетовал, что иногда наша публика обходит вниманием своих артистов и композиторов. «К сожалению, наш провинциализм неискореним. Мы не интересуемся тем, что происходит вокруг, не открываем новых композиторских имен, — с едва заметной грустью поясняет Вячеслав Иванович. — Константин Яськов — представитель новой генерации и, как мне кажется, достоин того, чтобы широкий слушатель его знал, но публика, к сожалению, часто реагирует только на музыкальные брэнды».
Похоже, на этот раз устроителям фестиваля удалось найти гармоничный баланс между миром высокой классики и массовой культурой. И по–другому, очевидно, уже не будет: сочетание несочетаемого, пожалуй, главная примета современных музыкальных форумов.