Складские запасы за 2023 год выросли почти на четверть – на 23 процента. На проблему на недавнем совещании о состоянии и задачах развития промышленности обратил внимание Президент Беларуси Александр Лукашенко. О том, почему так произошло, рассказал Александр Огородников, первый замминистра промышленности, в программе «Экономическая среда» на телеканале «Беларусь 1».
Фото: скриншот видео
Александр Огородников подчеркнул, что промышленность была, есть и будет драйвером экономики:
– Она тянет за собой очень много отраслей, которые потребляют результаты ее работы. Три последних года растем. Причем надо понимать, что мы работаем на мировой рынок, потому что система Министерства промышленности более 70% произведенного объема продает на внешний контур. Соответственно, мы подвержены всем циклическим изменениям, всем открытым процессам на внешних рынках. И, соответственно, уровень менеджмента, который может оценить и, самое главное, предугадать с определенной точностью процессы, которые будут происходить в будущем, закладывает, назовем так, корень нашего успеха. Почему я об этом говорю? Потому что продукция, находящаяся на складе, – это конец производственного цикла. А он включает не только производство продукции, но и цикл движения денежных средств, которые уходят поставщикам, которые должны произвести продукцию у себя. И если, например, взять по разным предприятиям, то у каждого из них свои производственные циклы. Сборка телевизора, холодильника, БЕЛАЗа, трактора – это, может показаться, короткие процессы. Но со всеми заготовительными операциями это занимает от двух до трех месяцев. В это время продукция тоже находится на складе.
Гость студии также объяснил, почему в прошлом году произошел рост складских запасов:
– Мы сравниваем периоды времени по годам. Если в 2023 годовой объем промышленности вырос на 5 миллиардов рублей, а прирост склада составил порядка 350 миллионов, то 350 млн на 5 млрд – это незначительный объем, который раскладывается по периоду времени. Но, с другой стороны, есть несколько направлений, на которые повлиял определенным образом рынок. Не будем скрывать эти позиции. Это, например, холодильники. Мы понимали, что происходят определенные изменения на нашем ключевом рынке Российской Федерации. Но глубина этих изменений, экономическая и финансовая возможность конкурентов-поставщиков – Китайской Народной Республики, Турецкой Республики, – которые вошли на рынок с аналогичным товаром и возможностью предоставления финансовых механизмов рассрочки их реализации, определенным образом сказались и на нашем производителе. В принципе, мы не потеряли долю по прошлому году, потому что общий рынок холодильников-морозильников уменьшился. Но мы, да, потеряли в объемах производства, и для поддержания определенного минимального уровня, чтобы не свалиться в отрицательную черту, у нас что-то легло на склад. Но мы вспоминаем ситуации трехлетней давности, когда начались ковидные времена и наш «Атлант» отработал склад до нуля, когда скупали то, что еще не было произведено, – подытожил Александр Огородников.