![](/upload/iblock/c2e/c2e670ff2ab0fd0bc9549d942028559a.jpg)
Так что, если вы продаете ненужную одежду на «Куфаре», это хорошо. Еще лучше, если вы отдаете ее бесплатно тому, кому она нужнее.
Ну а если вы носите одно платье весь сезон, а потом вешаете его в шкаф, чтобы в следующем сезоне надевать снова, то вы не просто молодец, вы — в тренде.
У тренда и имя есть: разумное потребление. Движение набирает обороты, люди думают о том, что их тяга к новой модной одежде засоряет планету и вредит экологии. Думают так, конечно, не все, но меньшинство, как это в наше время все чаще случается, давит на большинство: думай о планете, зачем тебе вот эта двадцать первая кофточка и тридцать пятое платье? А ведь и правда — незачем.
Из модных самая большая ценность у бренда Nike. Вслед за ним с большим отрывом идет бренд Zara, одежду которого иногда носят и герцогиня Кембриджская Кейт (Миддлтон), и даже испанская королева Летиция. (Нет, это не реклама, а констатация факта.) Экологические активисты на Zara и другие бренды модной одежды вроде H&M или Mango (по-английски такие называют fast fashion — быстрая мода) давят: вы слишком много выпускаете и слишком много потом выбрасываете. Выход? В Соединенных Штатах уже почти десятилетие тестируют новую концепцию: аренда вместо покупки. Медленно, но эта концепция приходит и в Европу. Сейчас ею занимается компания из Барселоны Pislow. Примерно за 40 евро в месяц вы арендуете два предмета одежды, а через четыре недели возвращаете их обратно. Компания их чистит, чтобы «как новенькие», и сдает новому клиенту. Все модные. Специалисты говорят, что швейные мастерские, которые перешивают старую одежду в новую, становятся все популярнее. Мне кажется, у нас они из моды никогда и не выходили. Так что мы в этом тренде оказались раньше, чем сам он появился.
Только в США сейчас ликвидируют почти 15 млн тонн одежды, это в два раза больше, чем 20 лет назад. Экологические активисты переживают, что многие из возвращенных товаров вместо того, чтобы продаваться как новые, уничтожаются. Активисты говорят, что в одной только Германии ежегодно уничтожают товаров надлежащего качества (львиная доля приходится на одежду и электронику) на сумму 7 млрд евро. В 2018 году одна только компания Burberry (ну вы наверняка вспомните их по клетчатым шарфам и сумкам) сожгла товаров, среди которых сумки и парфюмерия, на сумму 33,8 млн евро. Но после активной протестной кампании обещали больше так не делать.
Нам надо меньше покупать, а им меньше выпускать. Может быть, планета действительно скажет спасибо за то, что я десять раз надела одно и то же платье? И надену еще.
plesk@sb.by