Свой первый урок по сокращению потребления я получила лет 25 назад, когда работала в Риге. Это были 1990-е, которые были если не везде лихими, то везде трудными и базарными, и Рига не исключение. Я только окончила университет, только начала зарабатывать и хотела одеваться разнообразно и модно — как, наверное, и все в этом возрасте. Ну и чтобы сразу было видно: у меня все в порядке. Одна моя подруга, старше меня лет на десять, учила: купила в начале сезона одно недешевое платье и носи его весь сезон. Каждый раз будешь выглядеть круто и дорого. Честно скажу: я не всегда следовала ее совету, но всегда его помнила. Недавно поймала себя на том, что любимое платье, купленное в начале нынешнего осенне-зимнего сезона, надевала уже раз десять на самые разные мероприятия: и в театр, и на встречу с читателями, и в телевизионный эфир. Оно было уместно везде, и я везде чувствовала себя хорошо. Да и вообще это теперь тренд: носить одно и то же много раз. Помню, как пару лет назад немецкие журналисты, рассматривая, в чем Ангела Меркель, которую даже при самом большом допущении никак не назовешь иконой стиля, приехала на музыкальный фестиваль в Байройте, с удивлением обнаружили ее в той же тунике, в которой она была здесь лет… то ли 11, то ли 13 назад. Что не позволено российскому (и, возможно, белорусскому) шоу-бизнесу, немецкого политика характеризует с самой лучшей стороны: и экономия, и без выпендрежа, и другим пример. Женщины, не выбрасывайте одежду! Лет 40 — 50 пройдет — и она снова в моде. Главное сохранить себя — чтобы не хуже одежды.
Этот тренд — надевать одно и то же по много раз, не обращая внимания на папарацци — в этом году поддержал выигравший «Оскар» и другие призы за лучшую мужскую роль в фильме «Джокер» Хоакин Феникс. Он как пришел за наградой на британскую церемонию BAFTA в смокинге от Стеллы Маккартни, так и не снимал его на других церемониях. И смокинг удачный, и у Стеллы фамилия звучная, и борьба за экологию, опять же. Правда, ирландская актриса Сирша Ронан, сыгравшая главную роль в фильме «Маленькие женщины», пошла дальше и потрясла всех (не только игрой в кино) куда больше: на церемонию «Оскар» она пришла в платье Gucci, сшитом из черных атласных обрезков, которые остались после пошива платья, в котором она ходила на церемонию BAFTA. Каждому обрезку — шанс на жизнь!
Так что, если вы продаете ненужную одежду на «Куфаре», это хорошо. Еще лучше, если вы отдаете ее бесплатно тому, кому она нужнее.
Ну а если вы носите одно платье весь сезон, а потом вешаете его в шкаф, чтобы в следующем сезоне надевать снова, то вы не просто молодец, вы — в тренде.
У тренда и имя есть: разумное потребление. Движение набирает обороты, люди думают о том, что их тяга к новой модной одежде засоряет планету и вредит экологии. Думают так, конечно, не все, но меньшинство, как это в наше время все чаще случается, давит на большинство: думай о планете, зачем тебе вот эта двадцать первая кофточка и тридцать пятое платье? А ведь и правда — незачем.
Из модных самая большая ценность у бренда Nike. Вслед за ним с большим отрывом идет бренд Zara, одежду которого иногда носят и герцогиня Кембриджская Кейт (Миддлтон), и даже испанская королева Летиция. (Нет, это не реклама, а констатация факта.) Экологические активисты на Zara и другие бренды модной одежды вроде H&M или Mango (по-английски такие называют fast fashion — быстрая мода) давят: вы слишком много выпускаете и слишком много потом выбрасываете. Выход? В Соединенных Штатах уже почти десятилетие тестируют новую концепцию: аренда вместо покупки. Медленно, но эта концепция приходит и в Европу. Сейчас ею занимается компания из Барселоны Pislow. Примерно за 40 евро в месяц вы арендуете два предмета одежды, а через четыре недели возвращаете их обратно. Компания их чистит, чтобы «как новенькие», и сдает новому клиенту. Все модные. Специалисты говорят, что швейные мастерские, которые перешивают старую одежду в новую, становятся все популярнее. Мне кажется, у нас они из моды никогда и не выходили. Так что мы в этом тренде оказались раньше, чем сам он появился.
Только в США сейчас ликвидируют почти 15 млн тонн одежды, это в два раза больше, чем 20 лет назад. Экологические активисты переживают, что многие из возвращенных товаров вместо того, чтобы продаваться как новые, уничтожаются. Активисты говорят, что в одной только Германии ежегодно уничтожают товаров надлежащего качества (львиная доля приходится на одежду и электронику) на сумму 7 млрд евро. В 2018 году одна только компания Burberry (ну вы наверняка вспомните их по клетчатым шарфам и сумкам) сожгла товаров, среди которых сумки и парфюмерия, на сумму 33,8 млн евро. Но после активной протестной кампании обещали больше так не делать.
Нам надо меньше покупать, а им меньше выпускать. Может быть, планета действительно скажет спасибо за то, что я десять раз надела одно и то же платье? И надену еще.
plesk@sb.by
Один смокинг на все случаи
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.