Цена зависит от цвета: какая туалетная бумага лучше

Один серый, другой белый

Профессор кафедры химической переработки древесины Белорусского государственного технологического университета, доктор технических наук Наталья Черная рассказывает, что наших производственных мощностей хватает, чтобы обеспечить туалетной бумагой собственный рынок и продать часть продукции за рубеж.

По словам Натальи Черной, только на предприятии в Смолевичах на одной машине выпускают в час 2,5 тонны туалетной бумаги! А если умножить на количество часов в сутках да на пять предприятий, занимающихся выпуском данного продукта, получаются огромные объемы:

— Мы вполне могли бы обходиться и без импортного товара, который, по моим наблюдениям, слегка дороже отечественного. Тем более продукция наших фабрик достаточно разнообразная.

Прежде всего она разнится по цвету: серая, белая, цветная. Первая самая дешевая. Последняя самая дорогая. Наталья Викторовна помогает разобраться, почему:

— Белую получают из 100% натуральной целлюлозы. Древесину измельчают в щепу, обрабатывают безобидными химикатами, удаляют ненужные компоненты (лигнин, минеральные вещества и т. д.), чтобы остались лишь целлюлозные волокна. Натуральная целлюлоза — основа и цветной бумаги. Но при ее производстве дополнительно используют красители, иногда ароматизаторы, поэтому она дороже белой. А вот самую дешевую, серую бумагу, производят из макулатуры. Это тоже целлюлозное сырье, просто побывавшее в работе, — книги, газеты, журналы и так далее. Вторсырье проходит многоступенчатую глубокую очистку, которая позволяет удалить типографскую краску, различные примеси, вредные вещества и загрязнения. Затем сырье помещают в емкости, смешивают с водой и готовят волокнистую суспензию. Ее подают на формующее устройство. Вода удаляется, а волокна укладываются в нужную структуру — таков технологический процесс. 
ОТ НЕПРИЯТИЯ К ДЕФИЦИТУ

Сложно поверить, но такое привычное сегодня для нас средство гигиены, как туалетная бумага, появилось всего лишь чуть более 150 лет назад. Как же люди обходились без нее раньше? Использовали кувшины с водой, губки, растения, а с изобретением книгопечатания и появлением газет — устаревшие номера. Специальная туалетная бумага в виде бумажных квадратов, упакованных в пачки, впервые была изготовлена и пущена в продажу в 1857 году нью-йоркским предпринимателем Джозефом Гаетти. Серийный выпуск рулонной туалетной бумаги был налажен несколько позже на бумажной фабрике Scott Paper Company в Филадельфии. Но новинки не пользовались большим спросом — люди стеснялись покупать “непристойный”, по их мнению, товар. Стеснение потребителей удалось победить лишь в 20-х годах ХХ столетия. Немецкий предприниматель Ханс Кленк, основав фабрику по выпуску туалетной бумаги и назвав ее инициалами своего имени Hakle, придумал эффективный с психологической точки зрения рекламный лозунг: “Требуйте рулоны Hakle, и вам не придется произносить слова “туалетная бумага”. После этого продажа туалетной бумаги наладилась.

А вот в Советском Союзе туалетной бумагой не пользовались до конца 1960-х годов. Собственное производство данной продукции было налажено на Сясьском целлюлозно-бумажном комбинате в Ленинградской области лишь в 1968 году. Однако продукция натолкнулась на нулевой спрос — граждане просто не понимали, зачем она нужна. Но не пропадать же добру — была запущена, говоря современным языком, целая рекламная кампания. Перед каждым показом в кинотеатре крутили так называемый журнал, где красочно описывались все прелести нового продукта, а, кроме того, тысячи рулонов бумаги были распространены для ознакомления среди работников крупных заводов. И вскоре туалетная бумага из никому не нужного товара превратилась в дефицитный.
Используют ли для отбеливания сырья соединения ртути и хлор? Наталья Викторовна поясняет: белоснежную красоту получают из натуральной целлюлозы, поэтому использовать какую-либо химию здесь нет смысла. Грешить отбеливающими веществами могут производители туалетной бумаги из вторсырья. Но сегодня достаточно строго следят за соответствием требований, которые предъявляются к данной продукции. А они достаточно жесткие:


— Речь прежде всего о прочности и мягкости. Также должен быстро происходить распад на волокна в канализации — иначе могут засориться сточные трубы. Под запретом химические добавки, способные нанести вред человеку. Поэтому, прежде чем отправиться на прилавки, товар проходит проверку в лабораториях фабрик. Один из контрольных показателей — прочность на разрыв: бумага должна легко рваться. Второй — удлинение: в отличие от писчей бумаги туалетная может при приложении определенных усилий удлиняться. Еще один из важных показателей — капиллярная впитываемость. Если в составе бумаги есть краситель, то проверяется интенсивность окрашивания, отсутствие сыпучести — краситель должен хорошо удерживаться в структуре бумаги. Все требования оговариваются в технических условиях, а также ГОСТе.
ЭТО ИНТЕРЕСНО

Промышленники придумали новый способ использования туалетной бумаги. На изделиях для личного пользования печатают сказки, романы, загадки, анекдоты...

— Технология производства такой бумаги очень тонкая, — объясняет Наталья Черная. — Надо отойти от традиционных методов, которые используются для печатания книг, когда в краске могут быть использованы и свинец, и другие металлы. Краски, которые наносятся на туалетную бумагу или которыми она окрашивается, должны быть только на основе природных компонентов.
Раньше мы знали только о гладкой серой туалетной бумаге. Но потребительский спрос, а вместе с ним и конкуренция растут. Каждый производитель пытается предложить потребителю лучшее.

— Экспериментируют, используют дополнительное оборудование, чтобы, с одной стороны, привлечь покупателя, а другой — сделать бумагу более функциональной, — говорит профессор. 

Спрашиваю у Натальи Викторовны, как же из многообразия туалетной бумаги выбрать действительно качественную и не переплатить за чисто маркетинговые уловки.

— Первым делом обращайте внимание на цвет, — советует она. — Белый цвет бумаги говорит об отсутствии красителей. Как правило, и красители, и ароматизаторы, и прочие химические добавки придают изделиям лишь эстетичность, но реального толка от этого мало. А во-вторых, попытайтесь сжать рулон в руке. Пухлость бумаги говорит о ее пористости, тиснении, такая бумага более удобна в использовании. Но учтите, что в рулоне ее помещается намного меньше, чем обычной гладкой однослойной. Правда, и расходуется многослойная бумага намного экономичнее, нежели однослойная.
ЦИФРЫ

Около 100 рулонов туалетной бумаги в год использует каждый человек. 

 Около 1000 рулонов белоснежной бумаги дает одно дерево.

По данным портала www.toiletpaperhistory.ne

Самая бюджетная бумага — серая. Выглядит грубовато, но многие, особенно экологически настроенные покупатели, отдают предпочтение именно ей, так как для ее производства не нужно вырубать лес. Известно, что одна тонна макулатуры экономит примерно 10—20 деревьев. 

— Производство туалетной бумаги и из целлюлозы, и из макулатуры — процесс достаточно сложный и затратный. Потребитель даже не подозревает, сколько расходуется человеческих сил, древесины, воды, — говорит Наталья Черная. — Только представьте — для производства 1 тонны бумаги необходимо взять 120 тонн воды! Современные предприятия стараются максимально использовать оборотную воду, но все равно расходы колоссальные. И, конечно, пользователям, отрывающим лишние десять сантиметров бумаги, стоит призадуматься, а так ли просто она нам достается и так ли дешево стоит, как нам ее продают.

mila@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter