По словам Натальи Черной, только на предприятии в Смолевичах на одной машине выпускают в час 2,5 тонны туалетной бумаги! А если умножить на количество часов в сутках да на пять предприятий, занимающихся выпуском данного продукта, получаются огромные объемы:
— Мы вполне могли бы обходиться и без импортного товара, который, по моим наблюдениям, слегка дороже отечественного. Тем более продукция наших фабрик достаточно разнообразная.
Прежде всего она разнится по цвету: серая, белая, цветная. Первая самая дешевая. Последняя самая дорогая. Наталья Викторовна помогает разобраться, почему:
— Белую получают из 100% натуральной целлюлозы. Древесину измельчают в щепу, обрабатывают безобидными химикатами, удаляют ненужные компоненты (лигнин, минеральные вещества и т. д.), чтобы остались лишь целлюлозные волокна. Натуральная целлюлоза — основа и цветной бумаги. Но при ее производстве дополнительно используют красители, иногда ароматизаторы, поэтому она дороже белой. А вот самую дешевую, серую бумагу, производят из макулатуры. Это тоже целлюлозное сырье, просто побывавшее в работе, — книги, газеты, журналы и так далее. Вторсырье проходит многоступенчатую глубокую очистку, которая позволяет удалить типографскую краску, различные примеси, вредные вещества и загрязнения. Затем сырье помещают в емкости, смешивают с водой и готовят волокнистую суспензию. Ее подают на формующее устройство. Вода удаляется, а волокна укладываются в нужную структуру — таков технологический процесс.
ОТ НЕПРИЯТИЯ К ДЕФИЦИТУИспользуют ли для отбеливания сырья соединения ртути и хлор? Наталья Викторовна поясняет: белоснежную красоту получают из натуральной целлюлозы, поэтому использовать какую-либо химию здесь нет смысла. Грешить отбеливающими веществами могут производители туалетной бумаги из вторсырья. Но сегодня достаточно строго следят за соответствием требований, которые предъявляются к данной продукции. А они достаточно жесткие:
Сложно поверить, но такое привычное сегодня для нас средство гигиены, как туалетная бумага, появилось всего лишь чуть более 150 лет назад. Как же люди обходились без нее раньше? Использовали кувшины с водой, губки, растения, а с изобретением книгопечатания и появлением газет — устаревшие номера. Специальная туалетная бумага в виде бумажных квадратов, упакованных в пачки, впервые была изготовлена и пущена в продажу в 1857 году нью-йоркским предпринимателем Джозефом Гаетти. Серийный выпуск рулонной туалетной бумаги был налажен несколько позже на бумажной фабрике Scott Paper Company в Филадельфии. Но новинки не пользовались большим спросом — люди стеснялись покупать “непристойный”, по их мнению, товар. Стеснение потребителей удалось победить лишь в 20-х годах ХХ столетия. Немецкий предприниматель Ханс Кленк, основав фабрику по выпуску туалетной бумаги и назвав ее инициалами своего имени Hakle, придумал эффективный с психологической точки зрения рекламный лозунг: “Требуйте рулоны Hakle, и вам не придется произносить слова “туалетная бумага”. После этого продажа туалетной бумаги наладилась.
А вот в Советском Союзе туалетной бумагой не пользовались до конца 1960-х годов. Собственное производство данной продукции было налажено на Сясьском целлюлозно-бумажном комбинате в Ленинградской области лишь в 1968 году. Однако продукция натолкнулась на нулевой спрос — граждане просто не понимали, зачем она нужна. Но не пропадать же добру — была запущена, говоря современным языком, целая рекламная кампания. Перед каждым показом в кинотеатре крутили так называемый журнал, где красочно описывались все прелести нового продукта, а, кроме того, тысячи рулонов бумаги были распространены для ознакомления среди работников крупных заводов. И вскоре туалетная бумага из никому не нужного товара превратилась в дефицитный.
— Речь прежде всего о прочности и мягкости. Также должен быстро происходить распад на волокна в канализации — иначе могут засориться сточные трубы. Под запретом химические добавки, способные нанести вред человеку. Поэтому, прежде чем отправиться на прилавки, товар проходит проверку в лабораториях фабрик. Один из контрольных показателей — прочность на разрыв: бумага должна легко рваться. Второй — удлинение: в отличие от писчей бумаги туалетная может при приложении определенных усилий удлиняться. Еще один из важных показателей — капиллярная впитываемость. Если в составе бумаги есть краситель, то проверяется интенсивность окрашивания, отсутствие сыпучести — краситель должен хорошо удерживаться в структуре бумаги. Все требования оговариваются в технических условиях, а также ГОСТе.
ЭТО ИНТЕРЕСНОРаньше мы знали только о гладкой серой туалетной бумаге. Но потребительский спрос, а вместе с ним и конкуренция растут. Каждый производитель пытается предложить потребителю лучшее.
Промышленники придумали новый способ использования туалетной бумаги. На изделиях для личного пользования печатают сказки, романы, загадки, анекдоты...
— Технология производства такой бумаги очень тонкая, — объясняет Наталья Черная. — Надо отойти от традиционных методов, которые используются для печатания книг, когда в краске могут быть использованы и свинец, и другие металлы. Краски, которые наносятся на туалетную бумагу или которыми она окрашивается, должны быть только на основе природных компонентов.
— Экспериментируют, используют дополнительное оборудование, чтобы, с одной стороны, привлечь покупателя, а другой — сделать бумагу более функциональной, — говорит профессор.
Спрашиваю у Натальи Викторовны, как же из многообразия туалетной бумаги выбрать действительно качественную и не переплатить за чисто маркетинговые уловки.
— Первым делом обращайте внимание на цвет, — советует она. — Белый цвет бумаги говорит об отсутствии красителей. Как правило, и красители, и ароматизаторы, и прочие химические добавки придают изделиям лишь эстетичность, но реального толка от этого мало. А во-вторых, попытайтесь сжать рулон в руке. Пухлость бумаги говорит о ее пористости, тиснении, такая бумага более удобна в использовании. Но учтите, что в рулоне ее помещается намного меньше, чем обычной гладкой однослойной. Правда, и расходуется многослойная бумага намного экономичнее, нежели однослойная.
ЦИФРЫСамая бюджетная бумага — серая. Выглядит грубовато, но многие, особенно экологически настроенные покупатели, отдают предпочтение именно ей, так как для ее производства не нужно вырубать лес. Известно, что одна тонна макулатуры экономит примерно 10—20 деревьев.
♦ Около 100 рулонов туалетной бумаги в год использует каждый человек.
♦ Около 1000 рулонов белоснежной бумаги дает одно дерево.
По данным портала www.toiletpaperhistory.ne
— Производство туалетной бумаги и из целлюлозы, и из макулатуры — процесс достаточно сложный и затратный. Потребитель даже не подозревает, сколько расходуется человеческих сил, древесины, воды, — говорит Наталья Черная. — Только представьте — для производства 1 тонны бумаги необходимо взять 120 тонн воды! Современные предприятия стараются максимально использовать оборотную воду, но все равно расходы колоссальные. И, конечно, пользователям, отрывающим лишние десять сантиметров бумаги, стоит призадуматься, а так ли просто она нам достается и так ли дешево стоит, как нам ее продают.
mila@sb.by