Больше половины проверенных в прошлом году СТО нарушали законодательство о единстве измерений

Один раз измерь

Два года назад в стране отменили обязательную сертификацию для станций техобслуживания. Для открытия автосервиса теперь достаточно уведомить местный исполнительный и распорядительный орган. Но этот шаг не означает абсолютную вольницу. Такое доверие к бизнесу рассчитано на столь же высокую степень его ответственности перед потребителями и государством. Хотя в целом, по оценке специалистов Государственного комитета по стандартизации, это условие компании соблюдают, но вопросы к ним остаются. В прошлом году в стране 65 процентов проверенных СТО нарушали законодательство, касающееся обеспечения единства измерений.

Фото РЕЙТЕР

— Надо ли говорить о серьезности таких нарушений, учитывая, что речь идет об автомобилях, которые постоянно находятся на дорогах? — задается риторическим вопросом начальник отдела государственного метрологического надзора инспекции Госстандарта по Минской области и Минску Рита Черкас. — Неточность выполненных измерений ведет к неверной оценке состояния машины — средства, между прочим, повышенной опасности. Потому важно, кто и как его обслуживает и ремонтирует.

Отмена обязательной сертификации вовсе не означает для СТО полную свободу действий. Требования и контроль за соблюдением законодательства остались. По–прежнему станции под определенный заявленный вид работ должны иметь соответствующие средства измерений и технической диагностики узлов транспорта, которые точны. Но, как оказалось, большинство проверенных станций использовали не прошедшие поверку динамометрические ключи, стенды для измерений, контроля и регулировки углов установки колес, приборы для проверки света фар, тормозные стенды (необходимые для контроля тормозной системы) и т.д.

Также в автомастерских не было измерительных газоанализаторов для определения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей, дымомеров (нужны для контроля дымности отработавших газов авто), шинных манометров... В общем, для компаний такой подход обернулся предписаниями и рекомендациями по устранению нарушений, а также административными протоколами. Вместе с тем, говорит Рита Черкас, несоответствия организации, как правило, стараются исправить достаточно быстро.


Признаюсь, замдиректора Белорусского государственного института метрологии (БелГИМ) по оценке соответствия Сергей Красичков удивил, сказав, что почти половина автосервисов, получивших сертификаты на оказываемые услуги во время обязательной сертификации, продолжают следовать требованиям стандарта и, более того, подтверждают это независимой оценкой через добровольную сертификацию:

— Автовладельцы стали более требовательны к автосервису, больше внимания уделяют документации, смотрят, есть ли сертификаты, разрешительные документы и свидетельства. И чем дороже машина, тем придирчивее ее владелец. Но если качество работ по авторемонту подкреплено документально, то к такому бизнесу больше доверия и клиент будет обращаться сюда снова.

Получение сертификата наиболее актуально для тех автомастерских, которые оказывают услуги повышенной сложности. Например, по ремонту двигателя, тормозной системы, подвески. Водитель обязательно захочет убедиться в том, что сотрудники сервиса достаточно квалифицированы для проведения таких работ.

Тем же путем идут участники различных тендеров. Допустим, банки, страховые и транспортные компании объявляют конкурс на обслуживание своего автопарка. Так вот, преимущества здесь как раз у организаций автосервиса, имеющих добровольный сертификат. Среди заявителей также много организаций, являющихся дилерами иностранных автопроизводителей, для которых наличие белорусского свидетельства — дополнительное доказательство для производителя автомобилей статуса СТО в Беларуси.


Сергей Красичков привел еще один аргумент в пользу добровольной сертификации: с отменой обязательной сертификации сама процедура была значительно упрощена, став в полтора раза дешевле. Из списка проверяемых исчезли требования, не связанные с технологическим процессом оказания услуг автосервиса, к примеру, санитарно–гигиенические и пожарные требования к помещениям, согласование режима работы, включение в реестр бытовых услуг. Осталась только необходимость соблюдать технические требования к услуге, то есть чтобы обслуживаемый автомобиль был правильно продиагностирован, отремонтирован и проверено качество ремонта.

Добровольная сертификация — это еще и часть имиджа, продолжила Татьяна Якусевич, начальник отдела сертификации продукции машиностроения и услуг БелГИМ: «Для тех, кто давно на этом рынке, очень важно показать потребителю, что они серьезные и честные игроки и могут предоставить качественное обслуживание. А также — что компании не боятся показать свой автосервис и порядок оказания услуг независимым органам. Я считаю, что сертификат — это все же знак потребителю, что в организации порядок с документацией, материально–технической базой, персоналом и системой контроля качества».

Поинтересовалась я и мнением обычных автомобилистов: кому они готовы доверить свой транспорт? Большинство предпочитает проверенные СТО, с репутацией и соответствующими документами. Другие водители готовы ремонтировать машину хоть в гараже у соседа — лишь бы дешевле. Лично я для верности, перед тем как загнать автомобиль на станцию техобслуживания, все же заглянула бы в реестр Национальной системы подтверждения соответствия (на сайте Госстандарта), где приведены СТО, добровольно прошедшие независимое подтверждение соответствия безопасности и качества своих услуг и получившие сертификаты соответствия.

gladkaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter