Каждый новый будний день 44-летнего банковского служащего Артема до мельчайших деталей повторяет предыдущий: дом — работа — дом, игра на компьютере, просмотр фильмов, сон. Зато на выходных он отрывается по полной — рыбалка, прогулки на велосипеде или лыжах, работа и желанный отдых с шашлыками на даче, встречи с друзьями, походы по выставкам. Два раза в год — обязательные путешествия в экзотические страны, куда Артем принципиально не берет с собой женщину. При этом нашего героя его образ жизни вполне устраивает:
— Я уже давно понял, что не создан для семьи: развелся десять лет назад, с тех пор самые длительные отношения у меня были полгода. Живу как мне нравится, сам себе хозяин. Притираться к какой-то мадам с ее запросами, требованиями и компромиссами в моем возрасте уже сложно. Конечно, задумываюсь о наследниках. Но мужчинам в этом плане проще: может, найду себе лет через 5—7 какую-нибудь молоденькую девочку из провинции, здоровую, «кровь с молоком». Проспонсирую ей жизнь в Минске, попрошу родить ребенка, которого постараюсь всем обеспечить. Это пока даже не планы, так, размышления на досуге. А как оно там будет — не знаю. Пугает ли меня отсутствие регулярного секса? Не без этого. Но, с другой стороны, не заниматься сексом месяцами, когда ты один, не так мучительно, как не заниматься сексом месяцами, когда ты в браке.
У Алены в ее 35 нет детей и ни одного похода замуж. Насколько искренна женщина в своих попытках убедить окружающих, что она вполне себе счастлива, — отдельная тема, но аргументы звучат рассудительно:
— Я третья дочка у родителей, две старшие сестры стали многодетными мамами, зато вообще не состоялись в профессиональном плане. А я, наоборот, — успешная, но одинокая женщина. Правда, считаю, что одиночество — это далеко не всегда плохо. Как говаривала Фаина Раневская, вторая половинка есть только у мозга, задницы и таблетки, а человек — полноценная личность. Речь ведь идет о состоянии души, потому что, если разобраться, у каждого из нас есть родня, друзья, близкие. Есть любимое дело, которому я отдаю себя без остатка. В нашей фирме директор всегда ставит меня в пример, говорит, такие, как я, и вертят эту Землю, пока остальные (скептический кивок в сторону других сотрудниц) бегают по декретам и больничным. Кроме того, я занимаюсь благотворительностью: с каждой зарплаты перечисляю приличные суммы на лечение детей, на помощь бездомным животным. Считаю это своим долгом одиночки: мамы и папы тратятся на своих малышей, а я вроде как отдаю долг обществу другим способом. Я не пропагандирую такой образ жизни и не считаю, что все должны следовать моему примеру. Но в современном мире у человека должен быть выбор — как он хочет жить.
В наши дни синглтонами является более 50% взрослых американцев. В Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии (где традиционно высокий уровень доходов населения) около 40% домохозяйств состоит всего из одного человекаПсихологи утверждают: осознанных одиночек в мире становится все больше. Эпидемия синглтонов поражает в первую очередь страны Западной Европы и США, большие города и мегаполисы. Доктор психологических и кандидат медицинских наук, психотерапевт Европейского реестра Марк Сандомирский говорит, что в богатых европейских странах среди молодежи и людей среднего возраста синглтонов уже 20—30%. Стремительно набирает популярность такой образ жизни и в России. В чем причина? Эксперт указывает на кризис института семьи: в патриархальном обществе без мужа или жены выжить было очень сложно. Сейчас люди могут обеспечить себя сами, многие строят карьеру и не намерены делиться временем, деньгами с кем-то еще.
Нью-йоркский социолог Эрик Кляйненберг посвятил феномену осознанного одиночества свою книгу «Жизнь соло», в которой объяснил причины расцвета этого явления: до 1950-х годов в обществе не было большого количества одиноких людей. Одиночество возникало, когда пожилые люди переживали своих супругов и когда мужчины мигрировали в поисках работы. В наши дни коллективизм, в том числе в семейной жизни, стал пережитком прошлого, современный человек индивидуалистичен и живет ради саморазвития, поэтому, с точки зрения социолога, синглтон как явление весьма перспективно. Множество людей вполне счастливо живет в одиночестве в городах и общается при помощи современных технологий — телефона, электронной почты и социальных сетей. Кляйненберг обнаружил, что способность женщин работать, владеть имуществом и инициировать развод создает больше возможностей для одинокой жизни. В то время как, например, в Саудовской Аравии, где женщины не эмансипированы, относительно немного синглтонов. По мнению Кляйненберга, молодые одинокие люди хотят избавиться от стереотипа, что их жизнь воспринимается в обществе как неудачная, выставляя напоказ пример личного успеха и неординарности. Так или иначе, многие синглтоны испытывают на себе давление социума и даже дискриминацию, что, впрочем, не мешает движению «индивидуалистов», которым социолог приписывает инфантильные, эгоцентричные и эгоистичные черты, широко шагать по планете.
Многие одиночки испытывают на себе давление социума и даже дискриминацию, что, впрочем, не мешает движению «индивидуалистов», которым социолог Кляйненберг приписывает инфантильные, эгоцентричные и эгоистичные черты, широко шагать по планетеСтоит ли опасаться, что феномен осознанного одиночества разрастется до мировых масштабов? Адресуем этот вопрос кандидату психологических наук Людмиле Степановой.
— Холостая жизнь — тренд XXI века, — говорит специалист. — Наступление «времени синглтонов» многих заставляет паниковать: моральные устои падают, вести жизнь одиночки ненормально, такие люди — эгоисты, кто будет о них заботиться в старости и т. д. Однако жизнь в одиночестве — это не крушение всех надежд, а осознанный выбор, который имеет свои преимущества. Это вовсе не значит, что традиционная семья — моветон. Вовсе нет, просто в современном мире возможны самые разные варианты счастливой жизни. Да, старшему поколению это непривычно, но с развитием цивилизации все меняется. Люди должны выбирать жизнь, которая им больше подходит, а не ту, которую положено вести. Толерантное отношение к одиночеству позволит нам адекватнее оценить наши социальные связи и сделать выбор в пользу тех людей, находиться с которыми нам комфортно. Если же общение происходит по инерции, если нами движут социальные установки или нерациональные страхи — может, стоит дать себе время подумать? Причем наедине с собой.
Есть мужчины и женщины, которые страдают от своего одиночества, а есть те, которые им наслаждаются. Синглтоны — второй вариант. Не только в Западной Европе, США и России, но уже и у нас все чаще можно встретить людей разного возраста, разного социального статуса и с разным уровнем дохода, которые предпочитают жить одни. И это не вынужденное одиночество, а добровольный выбор. Как правило, это жители больших городов, которые ведут активную социальную жизнь и весьма успешны (доказано, что подавляющее большинство одиночек — это финансово независимые люди). Для них это абсолютно нормальное существование, не несущее в себе какого-то дискомфорта. Даже наоборот — у синглтонов появляется дополнительная возможность для самосовершенствования, развития, получения знаний, для свободы маневра, свободы принятия решений, ответственности за свою жизнь. Кстати, очень многие одиночки активно участвуют в общественной жизни, занимаются благотворительностью.
В РИТМЕ СИНГЛТОНА
Плюсы
♦ Быть одиночкой выгодно экономически. Человек располагает большим количеством времени, которое может потратить в том числе на работу, что при должном усердии обеспечит рост доходов. К тому же когда ты один, то сам несешь ответственность за свои расходы.
♦ Свойственное одиночкам стремление к комфорту и бережное отношение к личным границам помогают им более эффективно организовывать свою жизнь.
♦ Эти люди, как правило, много времени уделяют своей работе, творчеству. Они не хотят нарушать сложившийся годами образ жизни и жертвовать своим комфортом ради создания семьи. У них просто нет времени на бытовуху.
♦ Синглтоны чаще совершают покупки, чаще балуют себя любимого чем-нибудь стильным и дорогим (брендовые вещи, дорогой парфюм, новые девайсы и т. д.). Высокий уровень заработка и отсутствие трат на семью делают из синглтонов крайне привлекательных клиентов для масс-маркета. В последние годы одиночки стали настоящими гейм-чейнджерами на рынке недвижимости России: Москва продолжает перестраиваться под влиянием нового поколения резидентов. Застройщики разрабатывают и внедряют форматы квартир не только для семей с детьми, но также для пар и одиночек. В некоторых жилых комплексах предлагаются апартаменты площадью от 14 м2 — для тех, кто приходит домой, чтобы переночевать.
Минусы
♦ Люди начинают отдаляться друг от друга, замыкаются в себе, а социальные сети с оцифрованными «друзьями» делают их еще более одинокими. Ведь виртуальное общение давно уже создало иллюзию насыщенной жизни, при этом упразднив какие-либо обязательства перед другими. Как только становится некомфортно общаться с теми или иными собеседниками в сети, то с легкостью можно перейти на другой форум для общения. В реальности же все не так: ты в ответе за слова, которые произносишь.
♦ Синглтоны не желают менять свой уклад жизни и отказываться от привычек. Они редко расширяют свое жизненное пространство ради другого человека, а зачастую и намеренно ограждают себя от чужаков.
♦ Синглтонов устраивает жизнь, и они полностью себя обеспечивают, но принципиально не желают создавать семью, поддерживать постоянную связь с родственниками, дабы не возникла необходимость считаться с мнением посторонних и действовать по их указаниям. Синглтоны с осторожностью относятся к новым знакомствам.
♦ Существуют и вынужденные синглтоны, скрывающие за маской одиночества комплексы, необщительность и неумение поддерживать социальные связи. Для них такой образ жизни — это самообман и психологическая защита, поскольку в глубине души они не против создания семьи, но по тем или иным причинам не могут этого сделать. Например, они настолько скучны и неприятны, что с ними просто никто не хочет заводить отношений.
konopelko@sb.by