Педагог-дефектолог из Глубокого рассказала о работе с особенными детьми

Один на один с личностью

Четыре раза в неделю Виктория Шипило забирает детей из общего класса и ведет обучение индивидуально. Это и есть инклюзивное образование Маленькую Вику в детстве окружали одни педагоги: бабушка — учитель начальных классов, мама — воспитатель в детском саду. Стоит ли говорить, что в иной профессии девочка себя не видела. Она с младых ногтей знала, что станет учителем, но не понимала, каким именно. Сначала хотела выбрать направление «русский язык и литература», но в итоге пошла на дефектолога. Как раз в год ее поступления открывался Институт инклюзивного образования БГПУ имени Максима Танка, который до этого был факультетом специального образования. «Почему бы не попробовать!» — сказала себе Виктория Шипило и стала выбирать из специальностей «логопедия», олигофренопедагогика», «сурдопедагогика» и «тифлопедагогика». Решала между первыми двумя и в итоге пошла на олигофренопедагогику.

Династия преподавателей Шипило: учитель истории Елена и учитель-дефектолог Виктория.

— При поступлении не задумывалась, что есть люди с особенностями психического развития, которые ходят в специализированные школы, — признается Виктория. — После первой практики и взгляда изнутри хотелось плакать, но потом адаптировалась. Когда работаешь с такими детьми и узнаешь их, понимаешь: они очень интересные. Появляется желание помочь им, сделать их жизнь лучше, проще, чтобы остальные относились к ним хорошо, на равных.

После четырех лет учебы в Минске Вика решила вернуться в родные края. Поступала, потому что хотела обучаться в лучшем педагогическом вузе страны, но уже тогда знала, что вернется в Глубокое. Перед распределением пошла в районное управление по образованию, ей предоставили несколько вариантов трудоустройства. Остановилась на должности дефектолога в детском саду — школе в деревне Шуневцы. А вскоре директор городской школы, где училась Вика, предложила ей взять еще и мальчика-надомника с ДЦП.

— Ставка в деревне, полставки в городе — так и кручусь, — улыбается девушка. — В Шуневцах работаю с ребятами из второго, четвертого и шестого классов и тремя дошкольниками. В нашем саду-школе учатся сто человек, из них шесть детей с особенностями. Сюда съезжаются ребята из нескольких деревень. Привозит их специальный автобус.

Как проходят занятия? Например, у второклассника в программе математика, белорусская литература, человек и мир, коррекционное занятие. На эти четыре урока четыре раза в неделю Виктория забирает его из общего класса и обучает индивидуально. Это и есть инклюзивное образование. С одной стороны, ребенок находится в социуме — в классе с другими детьми. С другой — с дефектологом он восполняет пробелы, чтобы догнать одноклассников.

Как Виктории работается с особенными детьми? Ведь нужно найти подход к каждому. По словам педагога, когда ребенок один, сделать это проще. Можно поговорить, поиграть, выяснить интересы. Любит машинки? На математике можно считать их. На дух не переносит баклажаны? Их в примерах лучше не упоминать.

Девушка отмечает, что дети сейчас с пеленок умеют обращаться со смартфоном — поиграть, позвонить, включить видео. Они не интересуются развивающими играми, им легче взять телефон и посмотреть мультик. Родителей тоже можно понять: надо много работать, не всегда находится час-другой, чтобы заниматься с ребенком. Хотя это важно и нужно — с раннего возраста, с рождения развивать малыша. Само собой это развитие тоже произойдет, но не так, как ожидают мама с папой.

— Сейчас каждый третий ребенок имеет те или иные нарушения, — акцентирует внимание молодой специалист. — Все поправимо, если заниматься. А главное, этого можно избежать, если вовремя развивать чадо. Таких детей было много всегда, просто раньше не было столько способов диагностики. Сейчас же обращают внимание на все, поэтому и кажется, что их стало больше. И радует, что в нашей стране последовательно развивается инклюзивное образование. Проводят тематические активности, конкурсы, фестивали.

В следующем году срок отработки по распределению у Виктории закончится. В планах — продолжать, совершенствовать навыки, открывать для себя новые грани педагогики. Не так давно вступил в силу обновленный Кодекс об образовании, с которым ознакомилась и наша героиня. Для себя она выделила работу в направлении патриотического воспитания: учитель должен прививать ребенку любовь к Родине. Как это сделать? На помощь с советами всегда приходят опытные мама со свекровью, 90-летняя бабушка.

Елене Шипило тоже есть чему поучиться у невестки:

— Приходят учителя нового поколения, и часто мы у них учимся. Той же коммуникации с детьми. Молодому педагогу легче и быстрее установить контакт с ребенком. Наблюдаю за Викторией, вижу, как она находит контакт с детьми с особенностями развития, беру ее методы и приемы на заметку. От молодежи исходит живая энергия, инициативность, а мы заряжаемся от них.

Как за 20 лет изменились дети? Опытный педагог, услышав этот вопрос, лишь улыбается: дети всегда остаются детьми.

— Они освоили новые технологии, интернет. Это и хорошо, и плохо, — размышляет Елена Шипило. — Говорят, ребята теперь мало читают, теряют навыки коммуникации. С другой стороны, мое поколение просиживало днями в библиотеках и не всегда находило нужные источники информации. Сейчас же с помощью интернета ребенок найдет абсолютно все. Единственное, взрослые должны учить критически осмысливать информацию, которую получают школьники.

Как не упустить подрастающее поколение? По словам преподавателя, должны работать все: семья, педагоги, окружающие. Работу надо вести постоянно. Приобщать, объяснять, рассказывать, поддерживать диалог на уроках, воспитательных мероприятиях и в семье. Привлекать общественность, представителей различных организаций — все в одной связке. На общее доброе и государственное дело.

grudnitskiy@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter