Какие нормы соблюсти, чтобы поднять зарплату водителям копыльских сельхозпредприятий

Один ест мясо, второй капусту. Все едят голубцы?..

В обращении из ОАО «Тимирязевский» Копыльского района, намеренно написанном «чертежным шрифтом», 11 фамилий без подписей. Правда, на анонимку оно не походило: факты приводились конкретные. «Зарплата в хозяйстве у водителей около 300 рублей в месяц. Уборщица в конторе получает больше, а зарплата бухгалтерии, экономистов, отдела кадров, замов — это отдельный разговор. Вопрос повышения зарплат касается только их… 


У водителя ГАЗ-53 за 168 часов работы — перевозка скота, подвоз стройматериалов, семян к сеялке и другие — по расценкам наших экономистов выходит аж 240 рублей. У водителя МАЗа за посевную 300 рублей (подвоз семян). Когда супруга водителя погрузчика ТО («Амкодор») съездила на «горячую» линию, то зарплата его выросла сразу в 2 раза. Так что нам теперь всем своих жен отправлять искать правду по инстанциям и «горячим» линиям? Как смотреть в глаза детям и жене водителю, принесшему в дом 200 рублей с копейками?.. Так и получается, что кто-то ест мясо, а кто-то капусту. В итоге все едят голубцы». 

Больная тема, думаю, не только для отдельно взятого хозяйства. По поручению Президента Правительство ориентирует собственников организаций: к 1 июля платить меньше 400 рублей непозволительно. Мы решили посмотреть, насколько реально это в сельском хозяйстве.

Найти всех, чьи фамилии указаны в письме, сложно — водители в разъезде. И мы с директором Виталием Гаврисом буквально ловим их на дорогах. Первый встретившийся нам на пути Николай Морковский, который работает на МАЗе, удивился — мол, слыхом не слыхивал о коллективном послании, хоть его фамилия и стояла первой в списке обратившихся:

— В среднем получаю 400 рублей. На уборочной в прошлом году вышло больше 900. Дают еще зерно, обеспечивают спецодеждой. Сейчас вожу зеленку. Простоев из-за отсутствия запчастей нет. В хозяйстве давно, уже на заслуженном отдыхе, но хорошо, что есть работа.

Следующая встреча прямо в поле. Агроном участка Татьяна Хомич, стоявшая с водителями и слушавшая нашу беседу, на жалобу одного из них на «пустые карманы» выпалила в сердцах: «Посмотрите, какой евроремонт у него в квартире! Кто не лодырь и не пьяница, получив и 200 руб-лей, в деревне не пропадет. Заработает на подсобном хозяйстве».

Ее слова подлили масла в огонь, и завязался спор. Александр Уласович, запомнивший до копейки свой чистый доход за апрель — 299,94 рубля, стал перечислять: «За свет и газ заплати, корма для скотины купи, так и ничего не останется. Моя зарплата уходит на коммуналку, а живем за получку жены, что не намного больше моей». 

Пока едем на машинный двор, где нас ждут еще трое из обратившихся, директор рассказывает об одной шоферской проблеме. Тот, кто работает на стареньких ГАЗ-53, никак «не укладывается в тонны», а чем больше перевезешь, тем больше получишь. Грузоподъемность у автомобиля небольшая, топлива сжигает много, на основные массовые работы, на которых прилично зарабатывают, не поставишь. Виталий Гаврис, недавно ставший руководителем, еще не видит выхода из этой ситуации:

— Возить две-три тонны зеленой массы за рейс нет смысла, есть энергонасыщенные тракторы, которые сразу 14 тонн поднимают. На уборке ГАЗы задействованы на зерносушильном комплексе — перевозят туда-сюда зерно. На севе подвозят семена. На нефтебазу посылаем, муку перевозят на фермы. Кто захотел заработать, пошел на другие работы. Один водитель, к примеру, на зиму идет кочегаром, летом — в отпуск, а на уборочной в помощники комбайнера. Стараемся своих всех обеспечить работой. Посевную провели своими силами. Никого не брал со стороны. На кормозаготовку тоже. 

По словам Виталия Ивановича, работники предпенсионного возраста не очень-то и рвутся на другую технику — привычка. 

«Я понимаю, что надо тонны. А где их взять? — встречает нас на мехдворе Анатолий Печенкин. — У меня такая работа — то стою под погрузкой, то жду на линии, когда семена протравят. Это все время». Шутит, что ему надо за день вывезти всех коров в колхозе, чтобы тонны заработать. Анатолий Николаевич показывает расчетник. В марте за 22 рабочих дня вышло 260 рублей на руки. За апрельские 24 рабочих дня (вместе с воскресеньем) и того меньше — 256 рублей. Вычли стоимость обедов, подоходный — минималки не осталось чистыми. В апреле он работал на посевной:

— Был занят целыми днями на зернотоку, а толку? Я понимаю, когда мало получаешь зимой, тогда пару рейсов сделаешь и болтаешься. У главного экономиста спрашиваю: сколько в месяц я должен отработать чистых часов? Отвечает: 168. И по нашим расценкам за это время получишь мизер — только 240 рублей. Помню, пришел из армии и то имел 120 при 60 рублях минимума. Значит, моя зарплата в 2 раза выше была, сейчас не дотягивает до минимальной. В филиале «Великая Раевка» ОАО «Криница» на такой же машине зарплата выходит под 600 рублей и работа не отличается от моей. Мы все прекрасно понимаем: они под «Криницей», пивные короли, но болит-то свое. И еще: главные специалисты у нас получают по тысяче. Но раз денег в хозяйстве нет, о чем постоянно говорит руководство, урежьте всем. То, что я должен отработать, отрабатываю. 

Михаил Жилко 350 рублей получил чистыми, при том заменял работника и выполнял слесарные работы. Жаловались и другие водители. 

Трудно поспорить с Анатолием Николаевичем и его коллегами. Зарплата — главный инструмент мотивации к добросовестному труду. И очень чувствительный к объективности. Чрезмерно завышенные расценки приведут к проеданию оборотных средств, мизерные суммы в расчетных ведомостях заставят искать приработок, и не всегда честный. Чего греха таить, тот же водитель может загнать запчасти и топливо, сделать левые рейсы за отдельную плату. Машину каждого не проверишь, какая там деталь износилась и требует замены, работник схитрит и закажет ее, а потом продаст на сторону. Знакомая картина? И никакие увещевания руководителя о трудном финансовом положении предприятия его не остановят.

Средний заработок водителей в ОАО «Тимирязевский» за первый квартал — 502 рубля. Не намного выше у трактористов-машинистов и операторов машинного доения. За 4 месяца в среднем рабочие получили 547 рублей, с начала года на 6,3 процента больше. Главный экономист Татьяна Дудак объяснила: 

— Оплата у водителей повременная, а также сдельная. Если он возит скот, естественно, она идет не за тонны, а почасовая. Если у него за месяц есть норма выработки в часах и днях, мы обязательно доплачиваем до минималки. Конкретно Печенкину за последний месяц начислен 471 рубль. Жилко лишен всех доплат, осталось к выдаче только по тарифу: 2 апреля без уважительной причины отсутствовал на работе. Ну а что касается филиала «Великая Раевка», то там выше объемы выполняемых работ, могут себе позволить большие надбавки — средства у хозяйства имеются. Мы же исходим из своих финансовых возможностей. И на эту зарплату надо наскрести денег. 

Конечно, доплаты хоть как-то увеличивают общую сумму, но все равно существенно не влияют на толщину кошелька. Устанавливают их за классность, сложность и напряженность, стаж работы, сверхурочное время. Как бы и много предоставлено разных вариантов, но все равно получается капля в море. Вот и мотивируй работника, для чего собственно доплаты и предназначены. Попробуй объясни, почему главным специалистам есть средства на достойную оплату, а работягам нет, почему одни едят капусту, а другие — мясо. Затаенная обида может и к озлобленности привести.

Проблему низких зарплат в сельском хозяйстве, кстати, пытаются решить через Тарифное соглашение на 2019—2021 годы, которое подписали Минсельхозпрод, Белорусский профсоюз работников АПК и Республиканский агропромышленный союз «БелАПС». Новой нормой, например, стала надбавка к зарплате. Теперь водитель 1-го класса сможет дополнительно получать 25 процентов от размера заработной платы, а водитель 2-го класса — 10 процентов. Но опять же при наличии средств. 

КОММЕНТАРИЙ 

Заместитель начальника управления сельского хозяйства и продовольствия Копыльского райисполкома Геннадий Мисевич:

— Зарплату сделать не проблема. Но ее надо заработать и вовремя выплатить. Если есть рост производства, можно увеличить и тарифную ставку, и надбавки. Все зависит от финансового состояния предприятия. Если поднять обе эти составляющие, то при недостатке денег не смогут своевременно выплатить зарплату. У наших средних хозяйств расценки мало чем отличаются — на 5—10 процентов. В «Тимирязевском» они не самые низкие. Конечно, есть резервы увеличения заработной платы, предоставленные законодательством, которые в этом хозяйстве до конца не использованы. Например, какие-то надбавки, тарифная ставка. Надо пересмотреть кое-какие нюансы в оплате тех водителей, кто работает на автомобиле ГАЗ, — они не загружены. Необходимо искать внутренние резервы повышения объема выполняемых работ, а следовательно, и зарплаты. Рейс сделал — перейди на другую работу. Будут финансовые возможности позволять, можно увеличить тарифную ставку. Никто не против, чтобы водители принесли в семью достойную зарплату.

klimovich@sb.by

Рисунок Олега ПОПОВА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter