Глобальный подход
Экскурс в недалекое прошлое. Задачи Декрета № 8 очевидные: либерализация бизнеса в сфере информационных технологий, конкурентные преимущества, приток инвестиций… Эпицентр IT-отрасли — Парк высоких технологий — благодаря документу расширил список видов деятельности до 37, его резиденты получили экономические свободы: снятие ограничений на объем выручки, заключение сделок в электронном виде, налоговые льготы.
Один из разработчиков Декрета № 8, старший партнер юридической фирмы «Алейников и Партнеры» Денис Алейников отмечает — задача Декрета была в том, чтобы белорусским и глобальным игрокам было удобно создавать продукт внутри страны, а после коммерциализировать его на международном рынке:
— Понятно, что рынок Беларуси очень маленький для технологических компаний. Сейчас в стране много и стартапов, и зрелых компаний с полным бизнес-циклом, начиная от разработки программного обеспечения, предоставления опционов талантливым сотрудникам, заканчивая закупкой рекламы и получением выручки.
Какие кардинальные изменения наблюдаются в белорусском IT-секторе сегодня? Во-первых, расширилась юридическая палитра белорусской технологической отрасли. Во-вторых, на рынок пришли продуктовые компании, и при этом добавляется много инженерных, создающих проекты в области hardware компаний. В-третьих, повысилась инвестиционная привлекательность для иностранных участников IT-отрасли. Растет количество регистраций юридических лиц с иностранными учредителями.
Денис Алейников отмечает интересный эффект: хоть резиденты ПВТ и не уплачивают налог на прибыль и НДС, но вклад их в экономику опосредован через тот же НДС, который уплачивают арендодатели от сдачи в аренду офисных помещений. Например, недавно одна зарубежная компания открыла центр разработки в Минске и сразу арендовала офис площадью около 2000 квадратных метров.
В Беларуси вскоре откроет центр разработки компания из Австралии. Им удобно работать с нашим рынком: выгодное месторасположение, квалифицированные специалисты.
Эксперты признают: Декрет № 8 серьезно поднял имидж страны. За два года Парк посетили более 200 иностранных делегаций: президенты Узбекистана, Армении и Молдовы, премьер-министр Кыргызстана, вице-премьер Правительства России Максим Акимов, глава Счетной палаты России Алексей Кудрин, глава Сбербанка Герман Греф и другие. Зарубежные гости интересуются: расскажите, как? Мы хотим сделать у себя так же.
- И главное - Декрет дал тот результат, на который страна рассчитывала - развитие собственных продуктовых стартапов. Они откалываются от крупных компаний и выходят в самостоятельное плавание. Завтра они станут основой белорусской технологической экосистемы. Уже сегодня мир говорит о таких белорусских стартапах, как Say Games и Blitzteam. Это новое поколение звёзд, зажженное Декретом №8, - отмечает Денис Алейников.
Благодаря Декрету в ПВТ пришло много инженерных компаний.
Стартапный бум
В ПВТ приводят интересные цифры за этот год. За девять месяцев общий объем производства и реализации продукции и услуг Парка, включая поставки на внутренний рынок, составил 3,5 миллиарда рублей, рост — 168 процентов. За первое полугодие уплачено прямых налогов в бюджет более 141 миллиона рублей — на 58,9 процента больше, чем в 2018 году. К концу этого года ПВТ взял в свои ряды еще 72 компании. В общей сложности их сейчас 752. Немалую роль в наполнении Парка сыграла дебюрократизация. Процедура отбора компаний простая: потенциальный резидент обращается в отдел регистрации и представляет бизнес-план.
Кстати, в прошлом году в Парк вступило больше компаний, чем за предыдущие 12 лет. В 2019-м вновь созданные компании уже занимают более 50 процентов от общего количества. Причем компании предлагают рынку феноменальные вещи в разных отраслях.
К примеру, стартап Oyper разработал программу, которая автоматически определяет одежду человека на видеоролике и предлагает варианты, которые есть в интернет-магазине. Белорусский производитель одежды уже внедрил эту технологию. Проект заметил американский сотовый оператор, который занимается технологией 5G. Наш сервис Eightydays.me позволяет выбирать варианты путешествий. Программа выстраивает маршруты, оптимальные по цене. В приложение инвестировал российский бизнесмен.
Важное мероприятие для ПВТ в этом году прошло с представителями Министерства здравоохранения. Резиденты представили свои разработки: цифровой стетоскоп с инновационным датчиком, который измеряет уровень шумов в легких человека, 3D-принтеры, способные напечатать импланты и протезы, и многое другое.
К слову, если ранее компании в основном работали на западный рынок и 90 процентов программного обеспечения отправлялось в Европу и США, то сегодня тенденция немного смещается. Все больше проектов полезны именно для Беларуси.
Также Декрет позволил остановить "утечку мозгов", то есть отток кадров заграницу. Начальник отдела общественной информации и международного сотрудничества администрации ПВТ Кирилл Залесский подчеркивает:
- Декрет №8 создал все условия, чтобы в Беларусь возвращались специалисты, которые уехали 10-15 лет назад. Они привозят с собой обширные знания и опыт, полученные в других странах от крупнейших мировых корпорациях, создают в Парке новые компании и передовые продукты.
Тонкопленочные технологии — узкая специфика.
Ключ для hardware
С момента принятия Декрета № 8 ПВТ открыл двери для компаний, которые разрабатывают и производят инновационные хай-тек-продукты. В стране несколько сотен таких частных компаний. Каждая из них работает в своей узкой технологической наукоемкой нише.
Более 90 процентов продукции белорусской группы компаний «Изовак» идет на экспорт: вакуумное оборудование для нанесения тонкопленочных покрытий, оптические изделия с тонкопленочными покрытиями. Тонкопленочные технологии — это именно то, благодаря чему работают любое оптическое изделие, лазер, дисплей, современный солнечный элемент.
Одна из главных специализаций компании — разработка и производство оборудования для нанесения покрытий для создания дисплеев. Продукция поставляется в Юго-Восточную Азию — в производственную цепочку для создания дисплеев для Apple, Samsung, LG и др.
— ПВТ — это экосистема, в которой сформировались все необходимые условия для успешной работы и развития высокотехнологичной компании. Резидентство в нем мы рассматриваем в первую очередь как дополнительный ресурс, стимул для развития компании, — рассказывает заместитель директора «Изовак» по новым рынкам Виталий Хомич. — Преференции, связанные с налоговыми льготами, стоят далеко не на первом месте. На первом плане теперь то, что мы больше инвестируем в наши научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в наш персонал, участвуем в мероприятиях ПВТ. У нас значительно повысилась маркетинговая активность на новых рынках, повысились статус компаний и личный статус каждого сотрудника. Постоянно идет развитие внешних рынков. С каждым годом у нас увеличивается география продаж и добавляются новые страны в наш референс-лист.
У ПВТ экстерриториальный принцип. Резидентами ПВТ за пределами Минска являются 80 компаний (11 процентов), где создано около 4000 рабочих мест.
Резиденты ПВТ разрабатывают и производят инновационные продукты.
Сделка по-английски
Пожалуй, самым обсуждаемым положением в Декрете № 8 стало внедрение отдельных правовых институтов английского права. Сегодня недопонимания в нововведениях нет. Правовой механизм дает результат. По словам Дениса Алейникова, ранее инвестора не особенно привлекала перспектива структурировать инвестиции в Беларуси по белорусскому праву, так как оно ему было непонятно, и он выбирал опцию, когда под конкретную инвестицию создавалось новое юридическое лицо в зарубежной стране, нередко на Кипре или в штате Делавэр (США).
— Это иностранное юридическое лицо становилось собственником белорусской компании или, как минимум, созданных ей нематериальных активов. Инвестиционные соглашения заключались с этой иностранной компанией, и инвестиционные деньги направлялись туда же. Одна из причин такого явления — в нашем законодательстве не было правовых инструментов, без которых сегодня не обходится ни одна международная инвестиционная сделка и которые мы условно называем институтами английского права. И да, с внедрением некоторых из них проблема частично ушла. Инвесторы сегодня, видя позитивные изменения в законодательстве, охотнее доверяют белорусскому праву и структурируют инвестиции здесь, — поясняет Денис Алейников.
И в подтверждение приводит примеры инвестиционных сделок. Российско-белорусский фонд венчурных инвестиций RBF Ventures, созданный Российской венчурной компанией, Инфрафондом РВК и Белорусским инновационным фондом, инвестировал в белорусский стартап RocketData. Относительно недавно «Зубр Капитал» через фонд Zubr Capital Fund I приобрел миноритарную долю в компании MediaCube.
Однако проблемой остается то, что в Беларуси пока нет законодательства в сфере венчурных инвестиций. Иностранный инвестор не может создать здесь венчурный фонд или хотя бы управляющую компанию венчурного фонда на тех же условиях, на которых он может это сделать в традиционных юрисдикциях: в Нью-Джерси, на Кайманах или в Лихтенштейне.
Денис Алейников утверждает: «Мы должны сделать законодательство для венчурных фондов лучше, чем за рубежом. И это следующий шаг, который сегодня активно обсуждается и рассматривается».
ЯЗЫКОМ ЦИФР
♦ 4360 рабочих мест создали резиденты ПВТ за первое полугодие 2019 года.
♦ 58 000 человек — общее количество сотрудников компаний ПВТ к октябрю 2019 года.
♦ 141,9 миллиона рублей прямых налогов заплатили резиденты ПВТ в бюджет за первое полугодие 2019 года.
♦ 166 процентов (2195,3 миллиона рублей) — рост объема производства за первое полугодие 2019 года.
malyshchyts@sb.by
Страна новых возможностей
Об инновациях Декрета № 8, появлении IТ-вуза в стране и о роли страны в формировании региональной цифровой экосистемы «Р» рассказал кандидат юридических наук консультант ПВТ, генеральный менеджер VP Capital Николай Марковник.
— Николай Романович, как показали себя положения и механизмы работы, прописанные в Декрете № 8?
— У нас есть уникальные компетенции успешного создания с нуля законодательства для только формирующейся отрасли. Наша экспертиза два года назад помогла в разработке в стране цифрового законодательства. Тогда мы проделали огромную работу, изучая и анализируя мировое правовое поле в этой новой сфере. Мы также были консультантами ЕЭК в вопросах развития криптозаконодательства.
Сейчас предстоит огромная работа по созданию региональной цифровой экосистемы — не только в Беларуси, но и у наших соседей. Эксперты Currency.com уже консультируют правительство Украины, которое также взяло курс на цифровизацию. Развитие новых технологий и экономики знаний — это сильный фундамент и реальный вклад в независимость государства.
Государство оказывает поддержку IT-сообществу, понимая специфику отрасли и ее потенциал. Это уже принесло результаты. Декрет стал документом, который изменил не только одну отрасль. Без IT-сектора ВВП бы не вырос.
— Существуют ли проблемные точки? Насколько инфраструктура, созданная внутри страны, соответствует потребностям для выхода компаний на международные рынки?
— В истории есть примеры, когда экономики стран за короткий срок вырастали в разы. Та же Польша. Здесь важны четкая стратегия, инвестиции в отрасли, в которых производительность труда выше, создание специальных условий. Большинство развитых стран достигли успеха именно благодаря этим факторам.
Не будем забывать и про улучшение общих условий для делового климата в стране: это и независимые суды, и имплементация международного законодательства, и защита интеллектуальной собственности, и тесное сотрудничество бизнеса с вузами, ученым сообществом, государством. Но самое главное — IT-развитие страны глобально меняет структуру рынка труда и подходы к образованию. Важнее рассматривать происходящие цифровые изменения именно в контексте человеческого фактора, чем с точки зрения денег.
В лаборатории.
— В октябре прогремела новость — в Беларуси откроется IT-вуз. На какой стадии сегодня находится его создание?
— С развитием технологий пришло время экономики, которой нужны кадры с иным типом мышления. Способные думать вне инструкции и видеть новые решения для старых задач.
После развала Советского Союза Беларусь все еще находится в поисках оптимальной системы образования. И лучший способ найти новые подходы к образованию — через эксперименты. В фонд ПВТ поступает один процент от выручки компаний в год — около 15–20 млн долларов. Часть денег идет на социальные образовательные программы. Сейчас обсуждается повышение отчислений до 1,25 процента — так ПВТ сможет вкладывать больше в сферу образования.
Экспериментальный IT-университет — это серьезный проект, который требует серьезной проработки. И айтишники его поддерживают. Бизнес готов принять на себя такую социальную ответственность. И это не обязанность — это добровольная помощь обществу, которая уже проявляется в росте ВВП и создании конкурентных рабочих мест.
Одна из задач предпринимателей — делать страну богатой, а людей — успешными. Открывать новые возможности и горизонты для общества. Без денег можно только обозначить социальные проблемы. Проблемы экологии, безопасности, медицины и других отраслей решаются, когда страна богатеет. А богатеет она, когда меняется подход к образованию и экономике знаний. Улучшение системы образования поможет вывести страну на новый уровень. Тогда и страна станет богатой, и люди.
Президент поддержал идею: разрешить некоторым школам войти в ПВТ для проверки различных экспериментальных программ и, если будет позитивный результат, масштабировать эти идеи на всю страну. Та же история может случиться и с IT-университетом.
— Количество резидентов ПВТ с каждым годом увеличивается, растет экспорт, создаются рабочие места, в целом улучшается климат в IT-сфере. Что ожидает ее в 2020 году? И, скажем, в последующие 5–10 лет?
— Декрет не просто документ. Он изменил настроение белорусской IT-сферы и тех, кто приезжает к нам из других стран. Зарплаты в сфере IT составили конкуренцию украинскому и российскому рынкам.
Сейчас ПВТ — это имидж страны и ее экономический драйвер. В этом году ожидается, что Парк принесет в страну 2 млрд долларов выручки. За три года — рост почти в два с половиной раза. Сейчас доля ИКТ в ВВП страны 5,5 процента, через несколько лет вырастет в два и более раза.
Сейчас Парк растет на 40 процентов в год, и цифра может быть больше. Давать прогнозы при таком росте сложно, потому что все прогнозы, которые были раньше, ПВТ сильно и неожиданно превысил.