В начале пути
На момент принятия Закона «О производстве и обращении органической продукции» в Минсельхозпроде заявляли о двух десятках фермерских предприятий, ведущих такое производство. Корреспондент «СБ» посетил одно из них, расположенное в Дзержинском районе. В КФХ «ДАК» более 10 лет разводят коз зааненской породы. Содержат 400 дойных животных и столько же ремонтного молодняка, производят более 150 тонн молока в год. Хозяйство имеет сертификат соответствия органическому стандарту ЕС, известный в народе как «зеленый листок». Неужели молоко, йогурт, сыры и творог могут быть стопроцентно чистыми с точки зрения экологии в условиях мелкопромышленного производства?— Не все так просто, — улыбается руководитель хозяйства Дмитрий Крылов. — У нас продукт неэкологический, только земля. Если на этой земле вырастет картофель, то он будет органическим. Мы же занимаемся животноводством, поэтому должны сертифицировать не только землю, но и животных. И вот тут возникает проблема. Козам у нас тесновато, хотя планируем расширяться. Рацион животных не полностью состоит из экологически чистых кормов, тем более соответствующим образом сертифицированных. Да, на своих полях выращиваем корма без применения гербицидов, пестицидов и минеральных удобрений. Но собственного зерна не хватает, поэтому закупаем и в других, обычных хозяйствах. Так что на уровне продукции животноводства мы пока не сертифицированы, и когда это произойдет, неизвестно. Предстоит пройти долгий путь, и это не два-три года...
Схитришь — себе дороже
Идея органического сельхозпроизводства захватила семью Крыловых шесть лет назад. Тогда Дмитрия пригласили в Швецию, показали, как это делается. Затем была поездка в США, после чего белорусы и начали разрабатывать тему на серьезном уровне. Зачем это нужно? Предприниматели рассуждали так. Обычное сельхозпроизводство — это большие объемы и крупные капиталовложения, с ним малому бизнесу соперничать бесполезно. А органические продукты — свободная ниша, этакое штучное производство. Да и стоит такое продовольствие недешево, причем мода на здоровое питание набирает обороты во всем мире. Так почему бы не попробовать?— Это бизнес, это тренд, наверное, это будет продаваться, — рассуждает Дмитрий. — Пока я больших подвижек не ощущаю, но какой-то плюс в сфере маркетинга уже есть. Кроме того, всегда приятно продавать продукт, которому люди доверяют. Еще один важный момент — органическое земледелие помогает сохранить природу.
Рынок органических продуктов растет во всем мире примерно на 15% ежегодно и даже в кризисные периоды не проседает. Потребители в основном живут в развитых странах, в то время как производители — в развивающихся: там дешевле рабочая сила и несильно истощены земельные ресурсы. А затея с будущим экспортом весьма перспективная: в Европе разница в цене между органическими и неорганическими продуктами — от 100% и более. Но и сертификация — дело тонкое.
Инспектор приезжает раз в год, проверяет, что посеяно, берет пробы почвы на анализ. Соврать нельзя, фальсифицировать невозможно — так выстроена система. Логика такова: один раз обманешь — на всю оставшуюся жизнь потеряешь выход на этот рынок.
Зато сведения о том, что вырастили в Беларуси, имеются в европейской базе данных. Своеобразная реклама.
Первопроходцев надо поддержать
В Беларуси пока нет органа по сертификации экологической продукции, он должен появиться в течение года. А вот производителей продуктов питания, именующих свой товар экологически чистым, натуральным и т.п., — пруд пруди. Дмитрий Крылов относится к подобной рекламе с настороженностью. Действительно, натуральными можно с натяжкой называть разве что продукты, выращенные в личном подсобном хозяйстве. Но где гарантия, что и там не обошлось без технологических «вольностей»? Тем не менее поддерживать природосберегающие подходы необходимо, полагает фермер.С ним согласен и председатель оргкомитета конкурса «Продукт года», координатор проекта Slow Food (международное движение, главная цель которого — обеспечить всеобщий доступ к вкусным, чистым и «честным» продуктам питания) в Беларуси Игорь Данилов. Недавно под эгидой Slow Food был дан старт экогастрономической экспедиции «По Беларуси со вкусом-2019».
— Целью экспедиции являются поддержка производства и оборота органической продукции в нашей стране, а также формирование устойчивого спроса на такие продукты, — делится планами Игорь Данилов. — Важно также, чтобы потребители были информированы о процессе производства — от поля и фермы до цеха и стола. Лучшие образцы ведения органического сельского хозяйства должны стать примером для тех, кто решится развивать тему в будущем. А в том, что это направление для нашей страны перспективное, я не сомневаюсь.
nesterov@sb.by
Фото Павла МИХАЙЛОВА.