Скромное обаяние буржуазии – так ли мило оно выглядит на белорусской почве?

Очень мелко буржуазная пертурбация

Что заставляет упорствовать наших «невероятных», что питает всю ту желчь, кою они ежедневно изливают в социальных сетях? О нижнем слое дворового «пратэсту» мы уже говорили, давайте попытаемся осмыслить владеющую ими идею.

Она, какая-то, есть. И это не «уходи»: не все там дураки. Они видят, как позорятся их кумиры, едва открыв рот, – на весь, можно сказать, мир. Они понимают, что «дзяубцi» – это не стратегия и даже не программа. Они видят, как страну извне пытаются окунуть «в экономическое дерьмо», уже даже таких выражений не стесняясь. Еще пару лет тому они относились к бчб как к мило-стыдному деревенскому фольклору – а нынче это така святыня, таки алтарь…

Постановка проблемы

Не любить, не уважать, «быть выше» своего государства – родовая черта «кухонной интеллигенции». Чиновники, армия, правоохранители, судейские (не говоря уж о рабочих и крестьянах) – все они ниже. Тупее. Коснее. И постоянно тыкать их носом в сей «факт», что ни день произнося «в этой стране…», такие считают своей миссией.

Единицы таких вообще когда-либо служили – стране, государству, народу. Единицы за что-то серьезное были ответственны, чем-то большим, чем сами, руководили, работали частью большого целого. Подавляющее же большинство наших «кухонных интеллигентов» никогда, ни за что и ни за кого не отвечало. Не гребли они через не могу в команде, не вращали колесики системы, не знают, если уж откровенно, как устроена окружающая их реальная жизнь.

Но бухтеть на кухнях и там же (под салатик, умные разговоры и, ты господи, рюмочку) «делать перестройку», подобно светочу нашему Алексиевич, – это одно. Открыто, не стесняясь, непрерывно ненавидеть – другое. Что произошло?

Молодежь и особенно студенты – совсем другая история. Студентам ведь во все времена и везде кажется, что они (гвоздя не вбив) уже готовы менять эту жизнь – и обязательно к лучшему, а как же. Это естественно – и это проходит. Как и все студенческие «волнения» в Беларуси – за месяц.

У наших синих коз и львов ратнеров – нет, не проходит. А ведь уже должно было отпустить. (Для впервые встретившихся с терминами, литература: https://www.sb.by/articles/geroi-grazhdanskoy-voynushki.html и https://www.sb.by/articles/musor-iz-pod-kovra.html).

Очень мелкая буржуазия

Давайте рассуждать вместе. Пока ни одна социальная наука не сформулировала лучше марксистской: перестройка была буржуазной контрреволюцией. Как и вы, отчетливо вижу, что марксизм уже неточно описывает действительность, но лучше пока ничего нет.

Спустя 25 лет выживания, затем поисков места, потом приспособления и, наконец, накопления оказалось, что «кухонная интеллигенция» – вся, кроме деградантов, – превратилась в мелких буржуа. Самозанятые, индивидуалы, малые (и даже средние) бизнесмены, у всех – квартиры-дома, дачи-усадьбы, машины и дивиденды. Отпуска по схеме «горы и море», два раза в год минимум. Дети учатся за границей. Да плюс весь соцпакет от государства – им, их родителям и их семьям, уж они-то этого достойны.

Вот тогда «кухонное бухтение» и стало превращаться в ненависть. Ведь чиновники и правоохранители – они никуда не делись. Но теперь-то эти «тупые и косные» еще и не давали зарабатывать деньги в мечтаемых размерах! Отнимали кровное бабло!

Напомню: не понимая, как вообще устроена и работает любая государственная система, такие искренне считали, что все натыренное и натащенное через «дырки в законах и заборах» – это их, и только их, и справедливо их, раз. И что только «в этой стране» все так непросто, а где-то на западе их будут через день приходить и в попу целовать, два. Нелюбовь перешла в ненависть именно по причине бабла.

Вновь прав и марксизм, и законы Мэрфи: «Неважно, о чем говорят – речь всегда идет о деньгах».

Яд в уши

К нынешнему году, полагаю, накопилось страшное: синие козы и ратоборствующие львы отчетливо осознали – все. Предел. Потолок. Больше, чем уже есть, ты «в этой стране» не разбогатеешь. Отсутствие второго горла не смущало: все равно хотелось ишшо, но «эта власть» шансов не давала. Их не давала сама жизнь, но, как мы помним, о реальности у таких мелких буржуев представления превратные.

Помню, как возмущался ведущий банкетов и свадеб, ставший таковым как раз на БТ: «Зарплата в 1500 долларов – это все, чего я достоин на этом телевидении?!», хотя на самом-то деле… Ему, не выдержав напора, дали 2000 и поручили невеликое по трудам дело – и он его так же громогласно провалил. Затем подался в «невероятные», а куда еще…

Но деньги, как еще Шукшин подметил, «жгли ляжку» и требовали конвертации. Даже не во власть – за власть и бороться надо, во власти и работать надо, власть и ответственности требует немерено.

Заветное слово прозвучало летом: «чернь». Прозвучало от культуролога (!) Чернявской – кто-то удивлен, что она по совместительству оказалась еще и мамашей всех тутбаек? А многие ли помнят, как еще два года назад мадам пыталась сколотить в Беларуси на нобелевские деньги уроженки «страны полицаев» закрытый для черни «интеллектуальный клуб»?

Все мы, обычные белорусы – чернь. А они, стало быть, – господа. Панове. Новые баре и помещики. Которым чернь обязана служить просто по определению. У которых есть своя «пресса» (все «независимые» сайты, как на подбор). Свои места: ноготки, баньки, салоны, рестораны и даже целые улицы. Свои шуты – ну, этих вы знаете: все «звезды экрана-эстрады», которые «нiмагумалчаць». Свои «мыслители»: карбалевичи Елисеи и кацманы с федутами. Все свое уже есть, осталось только чернь поставить на место…

Как представлю, скольким юным студентам в девственные головы вложила этот яд культуролог – волосы шевелятся.

И эта «идея» уже понеслась по фейсбукам. Знаете, как они нас называют? «Всебелорусский сброд». Они по-прежнему выше, чище, сильнее, они – недосягаемы в своей моральной правоте, что бы этот сброд себе ни решил. Сколько бы этого сброда где-то там ни собралось. Вот отсюда и идет: «это наша страна», «это наш город», «гуляла, гуляю и буду гулять» и «стотыщ сами решают, что законно». Из этого идейного корня.

Трезвость – норма жизни

Смотреть на новоявленных светлоликих чернявских, графинь коровенковых и панов кухарских – дело и смешное, и хлопотное одновременно. Смешное, потому что еще Мольер писал: «Скажите на милость! Сорок с лишком лет говорю прозой — и невдомек!» А они прозой даже не говорят – пишут, и ежедневно пишут, и читают друг друга по соцсетям, и снова пишут. И все изысканной прозой, не каждый раз и поймешь, чего сказать-то хотел.

Ну, и розами… в белых польтах… невероятные наши…

Хлопотное же вот почему. От своей невысказанной мечты-идеи они сами не откажутся, просто не смогут. Классовое сильнее среднего человека. Эта власть, это государственное устройство, наша Беларусь мешает им сделать нас реальной чернью, а самим полноправно начать пановать. Следовательно, надо свалить эту власть и обрушить государство. Что они и будут продолжать провозглашать (а отдельные менее трусливые даже и делать) поистине с муравьиным упорством. Повинуясь инстинкту, который ведет их, как рой насекомых.

Кстати, именно поэтому ни один из невероятных так никогда и не ответил на простой, казалось бы, вопрос: «А что потом?» Потом они будут пановать, а мы им прислуживать, все просто. Но об этом – рано еще. Не время. А ничего другого убедительного просто нет.

И что делать? Для начала оценить масштаб. У меня, как ни считаю, больше 10% не получается. Тихановская честно говорит американцам про 10–15%. Не критично.

Но сами они, похоже, не остановятся. Они из мещан лезут в дворяне. И «дзяубуць», не интересуясь последствиями.

Мы – не хотим. И как раз последствия нас не устраивают больше всего. Хотя и пан кухарский – тоже, скажу вам, то еще «здзекванне» над здравым смыслом. И мы – держим. И терпим.

Если общий ход рассуждений правильный, то эту «классовую борьбу» нужно изучить, определить и канализировать. Что может стать увлекательнейшей задачей философских и социальных наук года этак до 2025-го.

mukovoz@sb.by

t.me/nakipelo_by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter