– Как правило, у профессиональных музыкантов все начинается с семьи. Кто приобщил вас к музыке?
– Мои родители – преподаватели в музыкальной школе, исполнительскую карьеру не строили. Родился я в городе Ветке Гомельской области, там мы жили до Чернобыльской катастрофы. Потом попали под отселение, обосновались под Витебском, затем перебрались в Гродно. Родители работали в городском поселке Сопоцкино, где и решили поселиться в служебном жилье.
– И как на вас сказалась деревня?
– Мы попали в поселок, где, наверное, 99 % населения – поляки. Пришлось адаптироваться к новой для меня культуре, выучить польский язык, чтобы на равных общаться со сверстниками. Уже в тот момент почувствовал, что в жизни не все так легко. А вообще благодарен судьбе: не знаю, кем бы я вырос, если бы жил в городе. Определенная поэтика в деревне есть, и она благотворно влияет. Я не оторвался от земли и природы, не рос в каких-то стерильных условиях. Это в первую очередь была жизнь как она есть.
– А с музыкой как сложилось?
– Благодаря родителям все было предрешено. Начал с музыкальной школы. Фортепиано. Не скажу, что очень радовался занятиям. В детстве я не стеснялся выступать. Потом, в подростковый период, появился страх сцены. Это неприятный психологический момент, и я уже тогда понял, что концертирующим пианистом не буду. Затем поступил в Гродненское музыкальное училище.
– Зная, что никогда не будете выступать?
– Это был 1997 год, и шансов куда-то поступить без определенных знакомств – никаких. Музыку же я знал. С первого курса стал заниматься композицией – абсолютно случайно. Начал что-то писать, получалось вроде образно, интересно. Привлекало, что, в отличие от концертной деятельности, сочиняя музыку, ты сам себе хозяин. К 4-му курсу училища страх сцены не ушел, тем не менее, к тому времени я был уже дипломантом детского конкурса по композиции.
– С поп-музыкой понятно: за нее платят деньги. А насколько востребовано то, что вы делаете?
– Карьеру можно строить и в академической музыке, это вполне номенклатурная вещь. Достаточно попасть в обойму – и появятся издатели, вас будут приглашать на фестивали и т. д. Но для этого необходимо соответствовать определенным канонам.
Я особо не стремлюсь быть востребованным, потому что в какой-то момент это перестало быть показателем для меня. Это не влияет на самооценку. Для меня главное – путь, написание произведения. Реальная востребованность, которая позволяет выжить композитору сегодня, – это востребованность его ремесла. Аранжировки, переложения – вещи абсолютно ремесленные. Я этим не брезгую, поскольку считаю, что композитор должен быть не только художником, но и уважать ремесленную сторону своего дела. И даже не знаю, могу ли я сейчас назвать себя композитором. Наверное, можно назваться путешественником по культуре и ее созерцателем. Отсюда тяготение к фольклору и средневековой музыке. Мне интересно работать и в академических, и в абсолютно не академических жанрах.
– Если бы не музыка, чем бы занимались?
– Был бы смотрителем маяка на каком-нибудь норвежском мысе в Северном море. А если серьезно: все шло туда, куда нужно, других вариантов нет, и то, что вы задаете этот вопрос, – уже показатель. В этом есть некоторая доля фатализма. Потому что судьба дает и мечты, и ставит на пути определенных людей и т. д.
– У вас есть увлечения?
– Поиски спокойствия. Как сохранить покой эмоциональный, психический, находясь в нашем мире, обществе. Люблю читать прозу, стихи не мое.
– Что самое сложное в работе композитора?
– Чтобы то, что делаешь, тебе самому нравилось.
Константин Яськов
Композитор, дирижер, преподаватель
Дата рождения: 1981 г. (Ветка, Гомельская область)
Карьера: занятия музыкой начал с семи лет. Выпускник Гродненского государственного музыкального училища по классу фортепиано (1997 – 2001), Белорусской государственной академии музыки (композиция и дирижирование (2001 – 2006); ассистентура-стажировка (2006 – 2008); аспирантура (2008 – 2011). Стажировался в Академии музыки им. К.Шимановского в Катовицах (Польша). Член Белорусского союза композиторов. Один из инициаторов и создателей Ассоциации молодых белорусских композиторов при Белорусском союзе музыкальных деятелей. Преподаватель Белорусского государственного университета культуры и искусств и Белорусской государственной академии музыки