Истязания на грани
Случившееся во второй половине июля в литовско-белорусском приграничье более чем симптоматично. Три группы мигрантов были задержаны белорусскими пограничниками на участках ответственности погранзастав Лиды и Сморгони 18 и 19 июля. Это были граждане Ирака, 26 человек. Среди них 7 мужчин, 13 женщин и 6 детей. Мигранты сообщили белорусским пограничникам о том, что ранее находились в лагере для содержания беженцев в Литве, где постоянно подвергались истязаниям со стороны администрации лагеря и пограничников Литвы. Последние были одеты в маски, во время допроса беженцев не кормили и не давали пить, при этом стремились получить информацию о якобы причастности белорусских правоохранителей к нелегальной переправе беженцев в Литву.Позже мигрантов вывезли на границу и буквально выгнали на территорию Беларуси, угрожая применением силы и оружия. Натравливали служебную собаку на детей. У беженцев собрали паспорта, деньги и телефоны. Изъятые документы литовские пограничники порвали и выбросили. Также там наносили удары дубинками, в том числе детям, приставляли к голове взведенное оружие, угрожали всех застрелить.
Избитой оказалась даже беременная женщина, которую срочно доставили в Ошмянскую ЦРБ для осмотра и оказания необходимой помощи. По результатам осмотра у нее выявили сильное переутомление и истощение, белорусскими медиками несчастной была оказана необходимая помощь.
Стоит подчеркнуть, что из гуманистических соображений, а также необходимости прохождения лечения и реабилитации, пострадавшие иностранцы в Беларуси к ответственности не привлекались. С ними были проведены лишь профилактические мероприятия.
Вчера президент Литвы Гитанас Науседа подписал поправки к закону о правовом положении иностранцев, которые, по сути, лишают нелегальных мигрантов каких-либо прав. Они даже не смогут обжаловать решения суда первой инстанции в апелляционном порядке. Что парадоксально: все понимают — творится дичайшее нарушение прав человека. Советник президента Повилас Мачюлис даже заявил: «При принятии закона о правах человека, вероятно, забыли и выбросили их в мусорную корзину». Но разговоры разговорами, а дела делами. Брюссель-то ведь молчит...
Харам, зовущий к джихаду?
Случай с беременной — отнюдь не рядовой инцидент, его последствия для Литвы могут быть весьма печальными. Насилие в отношении такой женщины в исламе считается харамом — запретным деянием, которое вполне способно спровоцировать месть со стороны радикальных исламистов. Террористический акт в редакции французского журнала Charlie Hebdo в 2015 году и серия терактов во Франции, Великобритании, Бельгии, Германии — тому подтверждение.Фашистские методы по отношению к мигрантам могут повлечь рост активности радикальных элементов и внутри ЕС, считает депутат Палаты представителей Сергей Клишевич:
— Если литовская сторона и дальше будет допускать фашистские методы по отношению к мигрантам — избиения, пытки, — это повлечет рост активности радикальных элементов уже внутри Евросоюза. Велика вероятность того, что люди с оружием устремятся в Литву, в том числе, будут пытаться это сделать и через Беларусь
Цинизм, политимпотенция и некомпетентность
Ложные обвинения нашей страны в организованной контрабанде людей через границу с Литвой — яркий пример политического поклепа и пустых измышлений, считает председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Андрей Савиных:— Эти заявления свидетельствуют о феноменальной некомпетентности и явной политической импотенции их авторов. Еще раз подчеркиваю бесперспективность кампании лжи и дезинформации в отношении нашей страны.
Комментируя замечание журналистов о бесчеловечном отношении к беженцам в Литве, парламентарий напомнил:
— Существуют простые общечеловеческие стандарты. Как минимум — с людьми нужно обращаться достойно… Мы сталкиваемся с ситуацией правового беспредела. Литва не хочет нести ответственность, которую взял на себя весь Европейский союз. И пытается каким-либо образом дистанцироваться от международных обязательств.
Гробовое молчание
Но Литве по существу сказать нечего. Вильнюс официально никак не отреагировал на инцидент с иракскими беженцами, сообщил БЕЛТА официальный представитель Государственного пограничного комитета Антон Бычковский:— Официальной реакции от литовских коллег по поводу инцидента с переходом белорусской границы иракскими мигрантами 18 июля не поступало. В целом взаимодействие с Литвой по данным вопросам сложно назвать конструктивным.
Вместо этого Литва избрала тактику шельмования мигрантов в своих СМИ.
КОММЕНТАРИЙ
Что знают граждане Литвы о недавнем инциденте на литовской границе? А ничего
С нравами и интригами руководства Литвы хорошо знаком литовский оппозиционный политик, журналист Альгирдас Палецкис, обвиняемый в Литве в шпионаже в пользу России и находящийся под арестом. Спросили его мнение по поводу инцидента с иракскими мигрантами на литовской границе.
— Для меня это новость, у нас просто не просачивается информация такого рода. Это замалчивается. Хотя я внимательно слежу за новостями и сам работаю на альтернативном телевидении. Информация, конечно, шокирует. Если факты подтвердятся, то это скандально и очень будет неприятно для властей. Но что такое может произойти, я бы не удивился.
Наши власти в замешательстве, в шоке от хлынувшего к нам потока мигрантов. Не знают, как реагировать. Возможно, ситуация на границе как раз и продиктована полной паникой наших властей. Но ведь они в этой ситуации и виноваты.
Президент Беларуси много лет сдерживал эти потоки, несмотря на враждебную политику Литвы по отношению к вашей стране. Однако были пройдены определенные красные линии, когда наше, так сказать, демократическое государство стало после выборов, истории с самолетом вмешиваться во внутренние дела белорусского государства. И эти санкции… То есть сейчас понятно, почему Беларусь перестала так действовать, как раньше. Поэтому кризис с мигрантами полностью спровоцирован литовскими властями, и винить они в этом могут только себя.
Не спровоцируют ли действия Литвы в ситуации с мигрантами радикальные настроения среди пересекающих границу людей? Альгирдас Палецкис такого развития событий не исключает:
— Я шире на это смотрю. Литва уже запрограммировала себя на возможные теракты. Почему? Как страна, мы участвовали в уничтожении других стран — Ирака, Афганистана, Ливии, в определенной мере и Сирии. Мы участвовали как члены НАТО… Теракты ведь происходят и в Европе. Боюсь, что риски их резко возрастают.
ФАКТ
За четыре апрельских дня 2015 года по пути в Европу потерпели крушение и затонули как минимум пять лодок, на борту которых находилось более 1200 мигрантов из Африки. Всего в 2015-м в Средиземном море погибло около 2600 мигрантов, а с 2000-го число погибших превысило 22 тысячи человек…
Кто поднял волну
Всплески нелегальной миграции мир переживал не раз, и, как правило, всегда это было связано с вмешательством коллективного Запада в дела других государств.Согласно мониторингу, который ведется с 2011 года, вследствие военных действий в Сирии беженцами и внутренне перемещенными лицами (ВПЛ) к началу 2015 года оказалась почти половина населения страны, то есть приблизительно четыре миллиона беженцев и без малого восемь миллионов ВПЛ. Это был явный признак надвигавшейся бури.
Ни с чем похожим Европа еще не сталкивалась: сирийцы и иракцы бежали от не прекращающихся в их родных странах вооруженных конфликтов — к концу 2015 года (меньше чем за восемь месяцев) в Европе оказалось более 800 тысяч человек, то есть границы ЕС пересекали в среднем шесть тысяч человек в день. Тогда же был проложен новый маршрут миграции: через Турцию, Грецию и Западные Балканы, а затем через страны ЕС — Венгрию, Австрию, Германию — и далее в другие европейские страны. В прежние времена мигранты редко проявляли такую решимость добраться до цели.
К основным факторам, которые спровоцировали обострение нынешнего миграционного кризиса в Европе и увеличили поток мигрантов в 2021 году, относятся политическая, экономическая, национальная и правовая нестабильность в Африке и на Ближнем Востоке, вооруженные конфликты в Сирии, Йемене, Афганистане, Ираке, которые были втянуты в борьбу с ИГИЛ, масштабная безработица и быстрый рост бедности.
В 2016 году беженцы пытались штурмом взять греко-македонскую границу. Около 14 тысяч мигрантов скопились на ней после того, как власти Македонии и других Балканских стран решили ограничить въезд беженцев из Сирии и Ирака и полностью запретили въезд афганцам.