Каждый знает, что, если товар некачественный, покупатель имеет право обменять его или потребовать назад свои деньги. Но на практике добиться этого порой непросто.
Хождение по кругу
Могилевчанка Александра Минченкова, приобретая модные ботинки в одном из магазинов торгового центра на улице Островского, не подозревала, что отстаивать свое законное право ей придется долгих полтора года. Покупка стоила 211 рублей. И было это в первых числах декабря 2022-го. А спустя две недели обнаружились дефекты: отклеилась одна подошва, деформировались оба задника.Александра вернулась в магазин, чтобы возвратить товар и получить назад уплаченные деньги — ей отказали в категоричной форме. Тогда она сделала запись в книге замечаний и предложений, а в ответ получила отписку: в ней ее же и обвиняли в случившемся.
Кстати, общество с ограниченной ответственностью, которому принадлежит этот магазин, зарегистрировано в Витебске, но имеет торговые объекты не только в своем городе, но и в Минске, Могилеве, Гомеле.
18 января 2023 года покупательница направилась в Могилевскую городскую организацию защиты потребителей, подписала договор на проведение экспертизы. И вскоре получила заключение: товар некачественный, с дефектом производственного характера. В тот же день повторно обратилась в торговый объект уже с результатами экспертизы, и вновь от ворот поворот.
Стиль работы
Пострадавшая оставила вторую запись в книге замечаний и предложений. Однако опять получила ответ, что деньги ей возвращать не станут.Остался последний выход — обращаться в суд. Прошло несколько заседаний, на всех интересы истца представлял юрист организации защиты потребителей. Суд стал на сторону потерпевшей. Однако, когда покупательница с юридическим решением в очередной раз пришла в магазин, там так грубили, что пришлось вызывать милицию.
Настрадавшаяся женщина рассказывает:
— Работники магазина в недопустимом тоне заявили, что сами будут делать экспертизу. Злополучную пару обуви у меня попытались отобрать в полном смысле этого слова, буквально вырывали из рук. При этом сразу предупредили, что никаких документов об изъятии товара мне не предоставят, — ни акта, ни даже элементарной расписки. Конечно, на таких условиях расставаться со злосчастной вещью я не согласилась.
Работники магазина зачем-то снимали покупательницу скрытой камерой, записывали на диктофон, хотя в торговом зале имеется видеонаблюдение. Одна из продавцов заявила пришедшей: мол, если ей самой случается купить что-либо некачественное, то уж она никуда не идет жаловаться, а просто приобретает аналогичную вещь взамен. Но Александра при всем желании не может себе позволить каждые две недели тратиться на новую пару обуви.
В общем, пришлось пережить немало неприятных моментов.
Пока бедняжка ждала приезда людей в погонах, в торговый зал зашла пожилая дама, стала смотреть какие-то обновки на витрине и вдруг заметила брак: оторвана набойка. А когда указала продавщице на дефект, последняя ничуть не смутилась, а спокойно ответила: «Ну и что такого? Зайдете к сапожнику — он сделает профилактику»...
Позже Александра узнала, что она не единственная, кто имеет претензии к данному магазину: нередко обувь, выставленная в нем на продажу, оказывается с производственным браком. Покупатели также жалуются на грубость и невнимательность персонала. Но, судя по всему, работников торгового объекта это ничуть не смущает, менять свои подходы к обслуживанию клиентов они не спешат. Ведь место проходное, посетителей много. Так что ничего страшного, если кто-то обидится и больше не придет.
Исполнительный лист
Даже решение суда фирма наотрез отказалась выполнять. После этого совсем недавно потребитель получила в суде исполнительный лист, который направила в отдел принудительного исполнения. Там взыщут деньги с ООО и перечислят на расчетный счет Александры.Ольга Баранова, председатель Могилевской городской организации защиты потребителей:
— При подаче иска о защите прав потребителя в суд истец освобождается от госпошлины. И еще: как бы ни было сложно отстоять свою правоту, не останавливайтесь на полдороги, добивайтесь результата. Действительно, иногда это сделать непросто: общение с другой стороной конфликта выматывает нервы, занимает много времени. Но в результате вы вернете свои деньги, а главное, такие продавцы в следующий раз трижды задумаются, стоит ли предлагать к продаже некачественные товары и имеет ли смысл, нарушая закон, игнорировать требования потребителя. Следовательно, каждая подобная победа поспособствует улучшению качества обслуживания покупателей, клиентов.
mendeleva@sb.by