Знать и помнить
О том, как важно прививать любовь к Родине с малых лет, размышляет в письме в редакцию пенсионер МВД подполковник внутренней службы Владимир Захаров из Орши: «Наш народ многое отдал за Великую Победу, заплатил миллионами человеческих жизней, кровью и горем. Поэтому так важно, чтобы будущие поколения воспринимали реальность не только исходя из того, что им насаждают модные блогеры в соцсетях, а изучали историю и знали, как наши отцы и деды самоотверженно защищали Родину. Поднялись на смертный бой с врагом, чтобы не стать на колени перед сворой поработителей».
Наш читатель прислал трогательный снимок с изображением мальчика, вытирающего слезы, стоя у могилы советским солдатам. «Смотрю на снимок и думаю: нет, не сотрется и не померкнет память о великом подвиге наших героических отцов и дедов. Никому не удастся превратить нас в рабов и топтать нашу землю», — уверен он.
Живая боль
Воспоминания ветерана Великой Отечественной войны Ефима Утенка из Оршанского района прислала в редакцию председатель ветеранской организации поселка Ореховск Оршанского района Н. А. Лесникович.
Ефим Утенок вспоминает свое детство. Для людей, оказавшихся на оккупированной немцами территории, жизнь превратилась в тяжкое испытание.
— Фашисты резали свиней, ловили кур, отбирали яйца, сало, — рассказывает Ефим Иванович. — Выгоняли семьи на улицу, а сами занимали их дома. Наш дом был старый, поэтому нас не выгнали. Но к нам пришли жить еще три семьи, и в тесной деревенской хатке ютились почти 20 человек.
Зима была очень суровая. Спали на полу. Чтобы было теплее, сложили небольшую печечку. Топили ее целую ночь по очереди, чтобы не замерзнуть. Когда пришла весна, было радостно, что можно выйти на улицу, побегать, поиграть возле сарая. Каждый день взрослых гоняли на принудительные работы. Сельчане валили лес, который затем отправлялся в Германию.
В 1944 году семью Утенок угнали в концлагерь Дахау.
— Бараков было очень много, и все заполнены людьми, — вспоминает Ефим Иванович. — Кормили баландой и хлебом с опилками. Брали кровь у взрослых и детей. После забора крови я не смог идти, и меня на руках принесли женщины. Мать, видя все это, говорила, что я был белый, как полотенце. Думала, что я не выживу. Но мне повезло.
Затем нас повезли к хозяину металлургического завода. Поселили в токарном цеху. В проходах размещались двухъярусные нары. Часть окон была разбита. Стояла печка, изготовленная из железной бочки, мы топили ее всю зиму по очереди. И взрослые работали на заводе. Летом детей узников гоняли на поле убирать овощи.
После освобождения из лагеря мечтали быстрее добраться домой. Приехали в родное село в августе 1945-го.
Много домов было сожжено. Наша старенькая хатка чудом уцелела.
После войны нужно было восстанавливать сельское хозяйство. Приходилось много трудиться. Окончив школу, освоил профессию электромонтера и всю жизнь проработал в Оршанских электросетях.