Обещать и жениться — на Лепельщине в Святки до сих пор проводят обряд «Женитьба Терешки»

Святки — период с Рождества Христова до Крещенского сочельника (с 7 по 18 января) — издавна отмечались широко и красочно. Народные названия — Коляда, или колядки, — отсылают нас к традиции празднования зимнего солнцестояния. С течением времени языческие и христианские корни настолько переплелись, что сейчас даже исследователи затрудняются отделить одни от других.


Люди собирались на гулянья, ходили по дворам, рядились с помощью масок и костюмов в лесных животных и не только. Основных колядных образов несколько. Звезда вполне логично отсылает нас к Вифлеемской. Коза и Медведь (разумеется, ряженые), которых колядовщики водили по домам с песнями и плясками, символизируют плодородие, богатство и прочие добрые пожелания.

Языческие корни праздника ярче всего проявляются в образе Деда, символизирующего умерших предков. Во время колядок устраивали святочные гадания, пели песни, играли в обрядовые игры, в том числе в так называемую «Женитьбу Терешки». Раньше эта игра была популярна по всей Беларуси, но до нашего времени в сильно упрощенном виде и в разных вариантах сохранилась только в некоторых районах Витебской и Минской областей. Считается одной из визитных карточек Лепельщины.

Для начала отметим, что сегодня уже никто понятия не имеет, кто такой Терешка и почему его выбрали ответственным за торжество, сутью которого является молодежный «тренинг» по примерке ролей жениха и невесты. В классическом варианте игра проводится в вечернее время, плавно перетекающее в ночное. Парни, девушки и все желающие собираются в одном из деревенских домов, где в складчину накрывается «свадебный стол». Сначала все проходит как обычная сельская вечеринка — с песнями и танцами, пока не прозвучит фраза: «А не женить ли нам Терешку?..» В разных вариантах обрядовой игры подбором и формированием пар занимаются заранее назначенные организаторы — либо разбитная «сватья», либо «матка» и «батька» (обычно хозяева дома). В зависимости от этого разнятся и сценарии праздника. Например, «сватья» под пение ритуальных песен выводит за руку в центр хаты парня, а затем выбирает ему из толпы невесту — и так до тех пор, пока всех не «переженит». Если у молодых людей есть симпатия либо их родители заинтересованы во вполне конкретной невесте для сына, «сватью» заранее предупреждают, какую из девушек надо выбрать. Если парень не нравится девушке, она старается увернуться от него и убежать к подругам. Тогда поиски суженой продолжаются.

Все действо сопровождается шутками и остротами. Затем молодежь вместе танцует и участвует в разных конкурсах на радость зрителям, которые горячо болеют за понравившиеся пары. Натанцевавшись и наигравшись, все усаживаются за стол, за которым ведут себя так, как обычно это происходит на свадьбе: произносят тосты за молодых, кричат «горько!», дарят символические подарки.

С прицелом на будущее

Сейчас это шуточный обряд. Однако в то время, когда подбором женихов и невест занималось родовое сообщество, «Женитьба Терешки» была вполне серьезным мероприятием. Молодежи, которая уже имела сердечный интерес, выпадало открыто заявить о своих симпатиях, предоставляя родителям возможность обдумать выбор и вынести решение. Если парень или девушка были свободны, их могли ненавязчиво подтолкнуть к сближению с теми, чья кандидатура устраивала семьи. Игра в женитьбу предваряла свадебный сезон — с Зимнего свадебника до Масленицы, и многие пары впоследствии действительно соединялись брачными узами.

В 2009 году обрядовая игра «Женитьба Терешки» была признана историко-культурной ценностью Беларуси. Она претендует на место в Списке нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

bebenina@sb.by


Фота з архіва «СБ»

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter