Барев дзез! Что по-армянски означает вежливое «Добрый день».
Ключевое слово здесь — вежливое. Со студенческих времен знавал я очень разных армян — и все они, толстые и усатые, горячие и богатые, друзья через пару минут и понты при каждой встрече, — все они были воспитанными людьми.
Понимаете? Воспитанными — это то старое, многосмысленное, бабушкино слово. Это понимание, как себя вести и когда. Что сказать‑сделать и при ком. Вот это отчасти даже старомодное воспитание — оно было в армянах всегда. Я даже, бывало, завидовал.
Времена, похоже, не щадят никого. Новое поколение — оно мало того что невоспитанно. Оно еще и слушать не умеет. Не только старших — просто ушами. Не только в Ереване — но и в Ереване тоже.
Сказано было, что политику армяне ведут недальновидную. Что никому на Западе они не нужны. Что сегодня Макрон якобы помогает, а завтра его не будет, у других французов будут и другие приоритеты — и что тогда с его обещаниями Армении?
Вот что было сказано Александром Лукашенко, который этих политиков на один‑два срока видел‑перевидел. И в чем наш Президент не прав? Неужто в том, что по‑доброму желает армянам и Армении только добра?
Однако нашлось восемь человек, которых собрал и повел «бывший депутат парламента Арман Бабаджанян, лидер проевропейской партии «За Республику». Знаем мы эту партию, ни за какую она не за республику, а за низкий‑низкий поклон перед всей Европой. Стоя спиной к Азербайджану.
Так вот: эти несколько львов, возглавляемых бараном, ах нет, эти несколько баранов, возглавляемых львом, снова пардон, как‑то все равно обидно… Вспотевшие, возбужденные стали бросать своими последними продуктами в двери белорусского посольства. Это, по‑вашему, воспитание? А сам бывший (еще бы!) депутат даже отважно прокричал «Вон из Армении!» — в закрытые, разумеется, двери. Это, как немедленно расписали экстремисты за рубежом, воля народа? Я вас умоляю!
— Дзер нманнерэ хайтаракумен Республикан! — сказал бы такому, забывшему себя армянину Фрунзик Мкртчян. — Такие, как вы, позорят республику!
«Армянской стороне указано на обязанность обеспечения принимающим государством сохранности белорусской дипмиссии и ее имущества, а также безопасности дипломатического персонала, как это определено Венской конвенцией о дипломатических сношениях и повсеместно принято», — говорится в сообщении МИД Беларуси. И вот оно ему надо — уважаемому временному поверенному в делах Армении Нареку Тиратуряну, выслушивать понятные любому дипломату истины из‑за чьего‑то хамского поведения?
Ни одна постсоветская республика не нужна в англосаксонском мире, ни Беларусь, ни Армения, ни прибалты, никто — разве что в роли территории. Полигона. Мусорной свалки. Источника ресурсов. Театра военных действий. Всё.
Это очевидно, это не надо доказывать, на это нечего обижаться. Если, конечно, нет желания устроить провокацию. Даже если о той же Франции говорить: и что, дали армянам возможность называть свой напиток коньяком? Как по‑французски звучит «шиш с маслом»?
Если же еще глубже суметь услышать нашего белорусского лидера, то и добрый совет‑напоминание от него подспудно прозвучал: хозяева, о своей земле радеющие, горшки стараются не бить. И в колодцы не плевать, ни в какие. Подумайте, хорошо подумайте.
Мы в Беларуси, понятное дело, ту кучку неадекватов армянским народом даже не думаем считать. «В семье не без урода», — помнится, говорил о таких случаях и персонажах Арно Бабаджанян. Настоящий Бабаджанян, а не та жалкая подделка, которая лишь мелкими провокациями и может привлечь к себе внимание.
Пройдет время, и мы, белорусы, снова вместе со своими друзьями‑армянами будем воспитанно и трепетно спрашивать: «Как тебе сейчас живется, вешняя моя, нежная моя, странная моя?» Эту нежную мелодию на стихи русского Роберта Рождественского снова будет выводить над Арменией голос азербайджанца Муслима Магомаева.
Вечную мелодию для всех нас от правильно воспитанного армянина Арно Бабаджаняна.
«Я тебе желаю счастья, добрая моя, Долгая любовь моя».
Так снова будет.
А мусор («смецце» по‑нашему) унесет горный холодный ветер.