О военном перевороте в Габоне

Габон. Очередное звено в цепочке военных переворотов в Африке. Показательно трясет бывшие французские колонии. После Мали, Буркина-Фасо, Гвинеи и совсем недавно Нигера – очередная страна. От этого определенное ощущение, что кто-то отжимает у Парижа его бизнес, бизнес метрополии. А Франция – ни много ни мало – владеет национальными резервами 14 африканских стран. Но все же в Габоне переворот произошел скорее с целью недопущения отрыва от метрополии. За переворотом больше интересов Парижа, чем засидевшейся у власти семьи Бонго, которая правит Габоном уже 55 лет. Сначала с подачи Франции 41 год был главой страны Омар Бонго Ондимба, затем президентство в 2009 году унаследовал его сын Али. Но он стал последовательно дистанцироваться от Парижа. В прошлом году Габон даже вступил в Британское Содружество наций, по большей части состоящее из бывших колоний короны. Ну чем не повод поставить на место заигравшегося сателлита?

Африка сама по себе кладовая природных ресурсов. Габон в частности крупнейший африканский экспортер нефти.

Эта страна также имеет разведанные запасы марганца, алмазов, золота и урана. Залежи марганца позволили стать ведущим производителем металла в Африке и занять шестое место в мире по его годовому производству. И все это принадлежит французским компаниям. При этом отмечается, что французские нефтедобывающие и горнодобывающие компании как бы продолжают спокойно работать в условиях путча.

Нигер, где был предыдущий переворот, экспортер урана, все же дал свой урок для Парижа. Там четко было понятно, что это антифранцузской путч против профранцузского президента. Потому сразу и начали выгонять из страны французов с послом во главе.

По Габону же все иначе. Там именно президент стал выходить из-под контроля. Его надо было заменить на менее своенравного и более покладистого. Он уже напрягал. Но выборы в демократическом варианте результат, устраивающий Париж, не дали. Поэтому традиционно пошли по накатанной – для решения проблемы использовали военный переворот. Почему военный? А где учат военные кадры бывших французских колоний? Правильно. Во Франции. Вот круг замкнулся. Армии бывших колоний часто служат не своим странам, а прежним хозяевам. В Африке путч – двигатель политического прогресса.

Можно много говорить о всяких авторитарных и бессрочных вариантах правления, уровне жизни, коррупции и недовольстве граждан. Да, семья президента, пока руководила страной, отметилась многими отрицательными позициями во власти. Но до смены режима дошло только тогда, когда действующий глава государства пошел в разлад с бывшей метрополией. Отрыв бывшей колонии был уже опасен потерей стратегических ресурсов. Поэтому Париж и всковырнул Габон в превентивном порядке. Пока его не отжали англосаксы. У них там жесткая конкурентная борьба за колонии продолжается до сих пор. Поэтому Габон – яркий пример противостояния за передел зон контроля, за ресурсы. Это можно сказать неоколиниальная диверсификация ресурсов в условиях нарастающего дефицита. Как говорится, в большой колониальной семье не расслабляйся.

Александр Тищенко, эксперт по национальной безопасности.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter