– Думали ли вы в первом классе, что станете ученым?
– В первом классе, наверное, все представляют себя учеными, исследователями, первооткрывателями... Благодаря моему первому учителю Галине Илларионовне Барташ и другим педагогам средней школы № 7 Витебска каждое занятие становилось путешествием в мир открытий. Первые шаги в науку я сделал в Академии МВД, выступая на студенческих конференциях. А осознанное погружение в исследовательскую деятельность произошло уже после поступления в адъюнктуру.
– Вы едете в лифте, и у вас есть не больше минуты, чтобы объяснить суть своей научной работы.
– Мы каждый день вступаем в большое количество гражданских правоотношений – покупаем товары в магазине, пользуемся общественным транспортом, берем самокат или велосипед напрокат... Иногда обязательства исполняются ненадлежащим образом и возникает необходимость защитить свои права. Один из способов это сделать – принять меры принуждения. Но, если воздействие окажется недостаточным, правопорядок не будет установлен. А вот необоснованно широкое использование инструментов принудительного воздействия может нарушить гражданские права. Поиск баланса интересов при применении мер принуждения – суть моих исследований. Кстати, в Академии МВД проходит конкурс «Научные бои», соорганизатором которого я выступаю. Конкурсанты в течение пяти минут представляют свои разработки, используя необычный реквизит. Например, о блокчейне они рассказали с помощью роз и ваз.
– Когда ждать ваших новых разработок?
– Научная деятельность, с одной стороны, – непрерывный планомерный процесс. Поэтому чаще всего требуется много времени как для проведения исследования, так и получения результатов, которые будут отличаться новизной и оригинальностью. С другой стороны – креативные идеи, инсайты приходят, когда их не ждешь: за одну ночь можно подготовить научную статью или доклад на конференцию. Сейчас я продолжаю исследования по тематике, связанной с темой диссертации. В ближайшее время выйдет коллективная монография «Правовое обеспечение благоприятной деловой среды в контексте устойчивого развития Республики Беларусь». В ней я даю анализ ответственности субъектов хозяйствования за нарушение условий осуществления предпринимательской деятельности. В работе еще одна монография. Ее тема – правовая защита сотрудников и работников органов внутренних дел. В статье я сравнил законодательство Беларуси и государств – членов Евразийского экономического союза в этой сфере.
– У кого больше шансов сделать открытие: у гения или труженика?
– Вероятность, наверное, 50 на 50. Несмотря на талант, данный от рождения, ученому необходимо приложить немало усилий, чтобы продвинуть, донести до общества и добиться признания своего ноу-хау. Кроме этого, еще необходимо быть очень смелым. Достаточно вспомнить историю некоторых великих открытий, когда гениям приходилось рисковать жизнью, репутацией, чтобы их разработка была воспринята.
– Что вы делаете по вечерам в пятницу?
– Готовлюсь к учебным занятиям, пишу научные статьи, провожу время с семьей. Если позволяет погода, выхожу на пробежку. Предпочитаю длинные дистанции – на них можно переключиться с интеллектуальной работы, систематизировать мысли. Признаюсь: во время тренировок иногда приходят интересные научные идеи. В этом мне близка позиция японского писателя Харуки Мураками, которую он описал в своей книге «О чем я говорю, когда говорю о беге». Рекомендую ее к прочтению всем, кому приходится много работать, в том числе проводить научные исследования.